2021 год. Геймеры расхватывают консоли девятого поколения, а фотореализмом в видеоигре никого уже особо не удивишь. Но популярность двухмерных игр лишь набирает обороты. Почему?
Товарищи постарше еще помнят игры прошлого века. Они, как первая любовь, не забываются. Домашние компьютеры 1980-х с играми на магнитофонных кассетах, игровые аппараты в парках отдыха, ушедшие в народ приставки «Денди»/NES и более поздняя Sega Mega Drive из 90-х; вся эта электронная ретро-гвардия выводила на экран одинаковую перспективу — честную двухмерность, картинку, плоскую как фанерный лист.
Нет, были в те времена и исключения, например, легендарная космическая Elite с ее каркасными моделями кораблей, прозрачными, без текстур, но в настоящем 3D. Но в основном геймдев выдавал 2D-игры, где камера в большинстве случаев располагалась сбоку. Или сверху, что бывало уже не так часто.
Большим успехом в наших краях пользовались аркадные игры по мотивам мультсериалов Disney. Эти сериалы шли в одно время с пиком популярности NES
И вот ведь интересные настали времена: сегодня в топ-листах продаж да и просто на слуху у играющего сообщества неизменно попадаются те самые игры в 2D. Порой они демонстрируют механики и пиксельную внешность тайтлов с восьми и шестнадцатибитных приставок. А порой игры с двухмерной графикой удивляют свежими и неизбитыми идеями. Сразу отметим главное: все они не спешат уплывать по водам реки забвения и по популярности могут не уступать глянцевым экшенам с ультрасовременной трехмерной картинкой.
Сейчас сложно представить, но было время, когда трехмерную графику многие пользователи приняли в штыки. Такая картинка нередко выглядела коряво и требовала покупки каких-то невиданных 3D-акселераторов. Профильная пресса с легкой руки выдавала фразы вроде «Опять нам подсовывают богомерзкое тридэ». Но эволюцию сдержать сложно, и вскоре двухмерные аркады и экшены устарели как внешне, так и внутренне.
Харизма Дюка видна и в такой перспективе. Еще лучше видна огромная пушка
В первой половине нулевых годов про игры в духе Mega Drive вспоминали нечасто. Когда в 2002-м неожиданно вышел экшен с «боковой перспективой» Duke Nukem: Manhattan Project, удивились и критики, и игроки. «Кто бы мог подумать, такое еще делают!», — оживилось сообщество и игра собрала на Metacritic нестыдные 78 баллов. Хотя здесь стоит отметить, что этот экшен имел современную на то время графику и показывал трехмерные объекты в кадре, но Дюк двигался строго в двухмерной плоскости, как в старые добрые времена игр серии Contra.
Первое десятилетие нового века подходило к концу, и вот именно тогда 2D-игры вновь ворвались в хит-парады и завоевали сердца и умы геймеров. Второе рождение было неожиданным, но объяснение здесь найти совсем несложно. Такие ретро-игры мгновенно нашли отклик у пользователей, заставших нашествие тех самых приставок NES и Mega Drive. Все мы родом из детства, и видеоигры в духе прошедших лет стали отличным способом вернуться в золотое время. Аудитория к новому приходу 2D была готова и разогрелась очень быстро.
Kickstarter дал путевку в жизнь таким незаурядным играм, как Undertale
Еще более важной причиной возвращения из прошлого века для двухмерных игр стал звездный час независимых разработчиков. Инди-индустрия в геймдеве появилась и окрепла в рекордные сроки. Немалую роль здесь сыграли «народные платформы» по сбору средств, такие как Kickstarter. Небольшие, но энергичные команды получили реальную возможность выдать всем на удивление свою игру своей же мечты. Формат 2D банально дешевле обходился в процессе разработки, и для инди-геймдева это зачастую становилось определяющим фактором. Оказалось, что покупатели совсем не против такого подхода!
Да и сама игровая механика в двухмерной перспективе может, как выяснилось, дать уникальный опыт. Так, когда камера берет обзор сбоку, появляется возможность быстрой и точной акробатики. Трехмерная картинка иногда дает сбой, когда дело доходит до прыжков, взять хотя бы Marvel’s Avengers от опытной команды Crystal Dynamics; там супергерои часто не могли «нащупать» ту самую точку для верного прыжка через пропасть. А если вспомнить перезапуск God of War, то в нем спартанец Кратос вообще отказывался прыгать, если на экране не появился специальный символ: так разработчики помогали игроку и убивали любой челлендж от акробатики. В 2D у игрока появляется полный контроль высот и препятствий на локации.
Успешная Celeste — гимн прыжковой акробатике
Когда 2D-картинка выводится на экран сверху, с высоты, хм, воробьиного полета, это дает свои преимущества для геймплея. У пользователя появляется полный и действительно удобный обзор игровой арены. Такую динамику, как в культовой двухмерной мясорубке Crimsonland (релиз состоялся в 2003-м, перезапуск в сервисе Steam — в 2014 году) просто невозможно перенести в три измерения с видом «из глаз». Игры с 2D-перспективой top-down, как их называют за океаном, прочно заняли свое место в современном геймдеве.
Cовременные 2D-проекты в основном представлены экшенами и аркадами с прыжками и ловушками. Но независимые разработчики нам на радость не забывают и про иные жанры. Поклонникам RPG для примера мы советуем отыскать (если вы еще не) ролевой шедевр пиксель-арта Hyper Light Drifter, выпущенный в 2016 году силами команды Heart Machine. С видом сверху герой исследует двухмерный мир потрясающей красоты. Достойные представители стратегического жанра также могут показать старое доброе 2D. Очень положительные отзывы в Steam собрала RTS They Are Billions (2019 год, разработана и издана испанской студией Numantian Games), это хардкорная стратегия о мире, захваченном зомби, с мастерски подобранной цветовой гаммой.
А еще в They Are Billions пугающе исправно работает механика заражения ваших юнитов
Двухмерные игры нового поколения нередко напрямую обращаются к наследию шестнадцатибитной эпохи, они показывают схожую картинку, пускай и с поправкой на современность, они содержат механики тридцатилетней давности, но подтянутые под стандарты нашего времени.
Из недавних хитов графику с Mega Drive показывает задорный экшен Skul: The Hero Slayer. Не стоит беспокоиться, вам в ноздри не ударит запах плесени и нафталина: игра выглядит очень здорово, но при этом использует визуальную стилистику прошлого века. А если вспомнить об удачном примере цитирования игровых механик в духе ретро, то хорошим примером будет хардкорная инди-бомба Hotline Miami. Суровый боевик с top-down перспективой напоминал такие популярные игры 90-х, как True Lies по голливудской лицензии. Только процесс шел раз в пять быстрее и сложнее — новое время продиктовало новые требования.
Hotline Miami не прощает ошибок. Как многие игры эпохи Mega Drive
Часть разработчиков, взяв из старых двухмерных игр основную формулу, меняют облик таких проектов, подгоняя графику под современные стандарты. Финские умельцы из студии Frozenbyte показали в своей серии Trine картинку потрясающей красоты, ожившую новогоднюю открытку. Приключения трех героев в сказочной стране стали трибьютом культовой игре The Lost Vikings из далекого 1992 года.
В Trine также нужно было комбинировать уникальные умения трех протагонистов, решая головоломки и пиная врагов. Все модели и объекты в финской серии были трехмерны, но схема движения — под старину, влево или вправо с видом сбоку. Получилось очень увлекательно и эффектно, во франшизе Trine уже четыре номерные игры и несколько крупных дополнений.
Игры серии Trine своей картинкой производят успокаивающий эффект. Проверено на себе
А бывает и так, что внешность двухмерной игры взята из 16-битной эпохи, но геймплей блистает революционными идеями. Причем такие идеи свежи и удивительны без поправки на прошлый век, это оригинальность нашего перенасыщенного времени. Так, в 2008-м геймдизайнер Джонатан Блоу взорвал профильную инфосферу своей 2D-головоломкой с элементами аркады Braid. Внешность игры — милое ламповое ретро с акварельными рисунками. А сердце механики — изощренные трюки с перемоткой времени, до игры Блоу такого никто еще не делал. Или взять неординарную игру RONIN, плод трудов польского независимого разработчика Томаша Вацлавека. Он добавил в стандартный с виду двухмерный экшен про самурайскую катану неожиданную механику пошагового боя. Получилось неординарно, брутально и по-хорошему сложно.
Разработчики инди смогли внедрить новые идеи даже в такой консервативный жанр 2D-игр, как сайд-скроллер. Там, если вы помните, вооруженный космический корабль или истребитель, или опоссум с реактивным ранцем (как в Rocket Knight) летит обычно слева направо навстречу к победе. В игре Drifting Lands от инди-студии Alkemi мы можем опробовать вполне гармоничное слияние космического сайд-скроллера сRPG, где наш пилот общается с NPC, берет необязательные квесты и всячески прокачивает корабль.
Двухмерный сайд-скроллер с механиками RPG? А почему бы и нет?
Классическое 2D пришлось в пору для жанра rogue-like, однажды вошедшего в тренд, да так и оставшегося в тренде. Крупные компании со своими дорогими графическими движками шведской сборки не рискуют связываться ни с ним, ни с такими спорными решениями, как перманентная смерть персонажей. А вот работники инди-сектора с радостью жгут хардкором, и никто особо не жалуется. 2D в духе 90-х можно увидеть в таких успешных rogue-like, как Enter the Gungeon (оружейная вакханалия на больших скоростях), Dead Cells (темное фэнтези и гибкая боевая система), Wizard of Legend (наводим ужас на врагов огромным количеством замысловатых заклинаний).
Даже среди последователей Dark Souls можно отыскать отличные проекты с двухмерной графикой. Это, к примеру, Immortal Planet с видом сверху или Salt and Sanctuary с боковым расположением камеры. Как вы уже поняли, это проекты независимых разработчиков.
Хороший souls—like не обязательно должен быть трехмерным
В 2016 команда Hapoo Games разработала и выпустила стильный экшен Deadbolt. Пиксельный боевик с боковой перспективой блеснул проработанным стелсом и молниеносными перестрелками, где одна пуля — один труп. Хотя в потустороннем мире Deadbolt многие обитатели и так не особо-то живые, это вампиры и зомби.
Broforce уникальна в своем роде. Жаль, о продолжении ничего не слышно…
Мрачную вселенную с множеством незаурядных головоломок с физикой и гравитацией предлагает нашумевшая в свое время Limbo (2011). Те поклонники массовой культуры, для кого VHS — не пустые звуки, влюбятся в Broforce (2015). Все лучшее, что вы могли видеть в упомянутой франшизе Contra, здесь будет демонстрировать команда героев, отсылающих к Голливуду XX века. Управлять можно отрядом колоритных героев, пародийными версиями Робокопа, Рэмбо, Конана-варвара, Крутого Уокера и даже горца МакЛауда. Всего персонажей аж 35 штук, и открывать их — чистое, незамутненное удовольствие для любого гика.