В последние годы спортивные симуляторы обрели в комьюнити устойчивый имидж «симуляторов казино» из-за поощряющих микроплатежи систем. И если это — премиальный игровой опыт, представьте, что у FIFA есть еще и условно-бесплатная версия. Именно она вскоре запустится в России, а мы смогли поучаствовать в бета-тестировании, чтобы рассказать вам, как далеко может зайти монетизация спортсимов.
Electronic Arts готовится запустить в России эксклюзивный для PC условно-бесплатный футбольный симулятор FIFA Online 4, который обкатывали на азиатском рынке с 2018 года. Подготовка к релизу сопровождается мощной пиар-кампанией с привлечением популярных блогеров и возвращением в виртуальное комментаторское кресло легенды русскоязычной FIFA Василия Уткина. Но учитывая, сколько камней летит в последние части FIFA за лутбоксы и непрозрачные механики, не говоря уже о несовершенствах движка, анонс free-to-play версии игры заочно заставил насторожиться многих ветеранов видеоигрового футбола. Нам довелось поиграть в бета-версию игры несколько вечеров и приходится заключить, что чуда не произошло. FIFA Online 4 вобрала в себя лишь отрицательные черты основной франшизы, наплодила множество собственных проблем и больше похожа мобильную гриндилку, чем на футбол.
Сравните невзрачный трансферный рынок…
Сходу внесем ясность — подобно режиму Ultimate Team, FIFA Online 4 — это игра не столько про тактические схемы, изящные пасы и завораживающие голы, сколько про разноцветные карточки с именами футболистов, получать которые игрок будет преимущественно из лутбоксов. Поэтому сразу разберемся с той частью игрового процесса, которая, казалось бы, должна быть важнейшей, но которой явно уделено меньше всего внимания — матчами. Серьезно, они даже длятся номинально какие-то смешные 6 минут, и их продолжительность никак нельзя изменить. Видимо, для того, чтобы ничто не отвлекало игрока от действительно важных по мнению разработчиков вещей. Уже по промо-роликам было ясно, что проект будет серьезно уступать последним выпускам FIFA по части физики и качества симуляции. На деле оказалось, что он уступает в этом даже игре пятилетней давности: у нас на старом аккаунте Origin завалялась FIFA 2016 — было с чем сравнить.
…и яркую витрину магазина лутбоксов
Футболисты в FIFA Online 4 ощущаются пластиковыми человечками, не имеющими веса и инерции, мяч ходит медленно и неуклюже, а находящиеся под управлением ИИ напарники постоянно тупят. О какой-то серьезной комбинационной игре или тактических заготовках не может идти и речи. При этом несуразных ситуаций, которыми в целом славится жанр, здесь случается предостаточно. Футболисты мирового уровня оказываются не способны как следует обработать простейший пас и отдать точную передачу на пару метров, на отскоки мяча игроки реагируют самым нелепым образом, а коротышка Лоренцо Инсинье запросто может одолеть в верховой борьбе каланчу Вирджила Ван Дейка, если игре по какой-то причине так будет нужно. Словом, ради матчей в FIFA Online приходить точно не стоит. Из плюсов по этой части можно отметить разве что совершенно не ощутимую задержку — местные сервера делают свое дело.
Из чего же FIFA Online 4 состоит помимо матчей? В основном из гринда. В этом аспекте она способна переплюнуть многие гача-игры. От одного количества вещей, которые необходимо прокачивать, чтобы получить конкурентоспособный клуб, разбегаются глаза. Уровень адаптированности футболиста, уровень заточки карточки футболиста, уровень бонусов от футболистов одной команды в составе, уровень тренеров, уровень скаутов для найма тренеров, уровень стадиона для прибыли от матчей… Для знатоков FIFA вряд ли станет киндер-сюрпризом тот факт, что большинство этих механик сопряжены с рандомом, требуют влияния огромных внутриигровых ресурсов и ненавязчиво подталкивают игрока к тому, чтобы закупиться в местном магазине за реальные деньги. Но даже ветераны франшизы рискуют испытать шок от того, в насколько гипертрофирована форма всей этой околофутбольной мишуры в FIFA Online 4.
Леха, Леха, как ты там в Бергамо играешь с такими статами?
Разберем это на примере центрального элемента в прогрессе клуба — заточке карточек. Разжиться футболистами с громкими именами в FIFA Online 4 оказывается на удивление нетрудно, но в изначальном виде и по характеристикам, и по поведению в матчах они похожи лишь на свою бледную тень. Скажем, один из лучших форвардов планеты Килиан Мбаппе имеет изначальный общий рейтинг 80 — нонсенс по меркам «большой» FIFA, где этот показатель приближается к сотне. Но довести до этого уровня его можно и здесь — с помощью заточки. Работает это следующим образом: вы выбираете карточку, которую хотите улучшить, и еще от одной до пяти других карточек, которые готовы потратить на улучшение. Чем выше будет рейтинг сжигаемых карточек, тем больше шанс того, что улучшение пройдет успешно. Но шанс этот никогда не будет стопроцентным. А теперь, внимание: что происходит в случае, если кубики выпадут не в вашу пользу? Карточка, в прокачку которой вы уже могли вложить множество сил и времени, откатывается к первому уровню заточки из десяти возможных, отправляя в помойку все ваши старания!
По идее, избежать этого можно, если отправить в топку дубликат прокачиваемой карточки. Но, во-первых, на то, чтобы получить десяток одинаковых карточек даже не самого высокого уровня, в теории могут уйти недели и месяцы. А во-вторых, по крайней мере в бета-версии игры, эта страховка попросту не работает! На моих глазах два футболиста, которых мне удалось заточить до четвертого уровня, скинулись до первого — при том, что на экране красовался логотип, символизирующий защиту от неудачного броска кубиков. Тут поневоле вспомнишь миф о Сизифе.
Проводим усиление карточки со страховкой…
Чтобы получить исчерпывающее представление о внутриигровой экономике, хватит трех цифр. За каждый матч в среднем можно получить от 5 до 10 тысяч монет в зависимости от результата. Чтобы купить пак с одним случайным футболистом начального рейтинга 75+, потребуются 500 000 монет. А если захотите купить на местном трансферном рынке Лионеля Месси без необходимости крутить рулетку, скопить придется 19 000 000 монет. В среднем на это должно уйти где-то 2500 матчей или 250 часов непрерывного геймплея без учета загрузок, пауз и меню. Напомним, что для полной гарантированной прокачки одного футболиста вам потребуется еще десяток его дубликатов и куча карточек схожего рейтинга.
…ну и что пошло не так на сей раз?
А теперь добивочка — число матчей в день, за которые можно получить монеты, ограничено. Причем игра заранее об этом не сообщает. О том, сколько полноценных матчей вам осталось на сегодня, вы узнаете лишь за 10 игр до введения ограничения. Наверняка обойти его можно будет с помощью донатов, но в бета-версии игры они были отключены. Да, поначалу вам будут сыпать немало бесплатных бонусов, чтобы поощрить нового пользователя. Да, играть можно и командой из недорогих резервистов московского «Спартака». Но как скоро вы начнете сталкиваться с готовыми вливать в игру десятки тысяч рублей противниками, которые раскатают вас просто за счет многомиллионного состава — вопрос времени. По идее сдерживающим фактором для них должна была стать система престижа. Помимо цены в монетах, у каждого футболиста есть еще и своеобразная стоимость в очках от 5 до 15. Основной состав команды не может стоить суммарно более 180 очков престижа. Но на деле в эту планку не упрется даже команда из одиннадцати Роналду.
Даже после десятков матчей высокие уровни сложности остаются заблокированными
Важно отметить, что игра очень избирательно относится к подаче информации. И речь даже не о шансах дропа из лутбоксов. О скрытом ограничении на количество матчей было сказано выше. В случае, если вы не будете участвовать в онлайн-матчах на протяжении двух суток, игра отправит вас в более низкий дивизион, но узнаете вы об этом лишь постфактум. Всю жестокость механики заточек вам придется познавать путем проб и ошибок, игра не вдается в детали. Зато подобно маньячной воспитательнице из детского сада, она заставит вас пройти через целую серию обязательных тренировок, в которых вас научат базовым и интуитивно понятным навыкам. В местном магазине есть возможность покупать цепочки из лутбоксов, в конце каждой из которых вы получите приятный бонус. Но если вы приобрете тот же лутбокс за ту же цену из соседней вкладки, в счет цепочки он не засчитается. Трудно поверить, что это было сделано не специально.
FIFA Online 4 умудряется оступиться даже в тех местах, которые всегда считались сильной стороной франшизы. Такого чудовищного интерфейса в игре не бывало с начала нулевых. Меню представляет из себя какое-то хаотичное нагромождение вкладок безо всякой идеи. При совершении сделок на трансферном рынке нет никаких ползунков, каждую цифру приходится вводить вручную. И даже такая простая операция, как замена футболиста, потребует недюжинных усилий. Думаете, достаточно перетащить одного игрока на место другого? FIFA Online 4 не ищет легких путей! Тут нужно выделить футболиста, которого вы хотите заменить, проскроллить колесиком длинный список резервистов, навести мышь на того, кто вам нужен, и кликнуть на крошечную иконку справа от его имени. А геймпад в меню и вовсе не работает.
После забитых и пропущенных голов обязательно показывают карточку их автора
Бета-версия не дает ответов на многие вопросы. Насколько быстрым будет матчмейкинг? Насколько активным — трансферный рынок? Сколько будет стоить внутриигровая валюта? Все это неизвестно, но увиденного за время тестирования достаточно, чтобы впредь обходить эту игру за версту. Можно ли найти в этом уродливом гача-аду хоть какие-то положительные стороны? Пожалуй, лишь относящиеся к второстепенным деталям. Саундтрек неплох, а знаковая песня группы Blur сведет олдскулы тем, кто застал легендарную FIFA 98. Приятно вновь слышать в наушниках Василия Уткина.
То говорят, играй чаще…
Правда, и тут не обошлось без червоточинки. Ассортимент реплик довольно широк, персонального упоминания удостоились даже многие малоизвестные футболисты. Но при этом во время матчей постоянно приходится слышать одни и те же, зачастую противоречащие друг другу и плохо сбалансированные по громкости фразы — подводит звукорежиссура. А раза четыре язык озвучки почему-то прямо посреди игрового эпизода менялся на корейский. И в эти моменты становится особенно ясно, насколько порой русскоязычной озвучке не хватает энергии. То ли неудачные дубли местами выбрали, то ли просто поленились перезаписать.
…то говорят, играй меньше!
И ладно бы у FIFA Online 4 не было никаких альтернатив, и можно было бы воспользоваться аргументом «ну, она хотя бы бесплатная!». Опробованная нами специально ради этого текста PES 2021 LITE от Konami по части симуляции матчей представляет из себя полную копию последней платной версии японского футсима с физикой кодзимовского Fox Engine. Да, у PES предостаточно собственных проблем, включая все тот же интерфейс. Да, в бесплатной версии нет режима однопользовательской карьеры, а многих лицензий нет и в платной. Но знаете, чего еще там нет? Ограничения на количество матчей, дубового управления, обилия непрозрачных механик и лютого гринда.
Прокачка есть, но, представьте себе, повышать навыки футболистов там можно не только сжиганием их одноклубников, но и участием в матчах! При этом состав, который способен показать результат на относительно долгой дистанции, собрать там можно буквально за несколько вечеров активной игры безо всякого доната. А единственное отличие схожего с Ultimate Team режима MyClub от платной версии — запрет на участие в ежедневных испытаниях, позволяющих получить больше наград. Но что важнее всего, PES LITE по крайней мере не стыдно назвать футбольным симулятором. С тактикой, комбинационной игрой и какой-никакой реалистичностью. Бесплатная FIFA в ответ может предложить лишь красивые логотипы, известный саундтрек и голос Василия Уткина, периодически срывающийся на корейский.