Возродите это немедленно! Восемь забытых франшиз EA из 90-х

Тридцать лет назад Electronic Arts была топовым игровым издательством — она подарила нам яркие эмоции в лучших сериях с минимумом самоповторов. ЕА из девяностых с компанией из настоящего времени объединяет разве что любовь к спортивным симуляторам. А ведь раньше ЕА умела не одни только карточки для FIFA Ultimate Team клепать! Давай разберемся, какие серии из прошлого были целиком уничтожены и какие сиквелы были бы сейчас встречены геймерами с энтузиазмом.

Серия Strike

Strike началась как милитари-пропаганда военной мощи США: игру выпустили по горячим следам после войны в Персидском заливе, а экипаж американского вертолета «Апач» охотился за опасным шейхом-маньяком по имени Килбаба. Игра красиво совместила аркадность и реализм, запала в сердца геймерам и стала одним из самых коммерчески успешных проектов ЕА того времени. Студия сразу же зарядила конвейер: на протяжении нескольких лет вышли Jungle, Urban, Soviet и Nuclear Strike. У последней игры в серии были серьезные проблемы на релизе, исправить которые смогли только в Nuclear Strike 64, улучшенном издании для консоли Nintendo 64.

Ко второй половине девяностых студия стала слишком активно выжимать соки из наследия «Страйков»: бесчисленные сборники, переиздания, расширенные версии и в итоге — провальная Desert Strike Advance для GBA. Разработчики сами довели серию Strike до упадка и забвения. Последняя так и не вышедшая часть Future Strike про боевые вертолеты будущего превратилась в Future Cop LAPD, а с тех пор лишь некоторые ретрогеймеры вспоминают про культовую франшизу и пытаются сделать современные аналоги. Вот вам три самых известных примера: Fair Strike, Renegade Ops и Alligator Strike.


Серия Crusader

Во многом Crusader похожа на игры Strike — все тот же ураганный экшен, изометрия, сочные взрывы и крики попавших под огонь террористов. Но отличий все же больше. Действие дилогии разворачивается в антиутопическом будущем, где все организации объединились в мировой экономический консорциум, отравляющий жизнь работягам. Эти самые работяги основали сопротивление, к которому примкнул загадочный крестоносец — суперсолдат в красной броне.

Первая часть с подзаголовком No Remorse стала одним из главных хитов 1995 года. Естественно, EA заказала своей студии Origin сиквел, на который выделили всего 12 месяцев. Даже несмотря на то, что Crusader: No Regret вышла явно сырой, аудитория геймеров встретила ее с одобрением. Из-за разногласий с руководством Тони Зуровец покинул EA и ушел в дружескую студию Digital Anvil. Поэтому третью часть с кодовым именем No Mercy пришлось отменить, а вслед за ней поставить крест на консольных версиях сиквела, которыми Origin занималась в начале 1997-го. 

Спустя десять лет энтузиасты из словацкой компании Outsider Development почти уговорили ЕА переиздать расширенное издание игры на PSP и даже выкатили рабочий билд — вы найдете его по запросу Crusader: No Pity. «Электроники» долго раздумывали, но в итоге отказали инди-разработчикам, решив оставить Crusader в 90-х. Ничего похожего от них мы так и не получили.


Серия Little Big Adventure

У современных игроков фраза Little Big наверняка ассоциируется с Little Big Planet, но в девяностых все было иначе. Little Big Adventure вышла в 1994 году и доказала, что маленький авторский проект геймдизайнера Фредерика Рейналя может стать instant classic — мгновенно народной игрой. EA проспонсировала создание сиквела, который вышел в 1997 году. Что интересно, изданием Little Big Adventure 2 занимались сразу две компании: ЕА взяла на себя Европу, а в Штатах игру под новым названием Twinsen’s Odyssey продвигала Activision.

В финале LBA 2 у супружеской четы главных героев, Твинсена и Зои, родился малыш Артур — предполагалось, что он станет действующим лицом и протагонистом игры, которая завершила бы трилогию. Но из-за внутренних противоречий разработка LBA 3 так и не началась, несмотря на уже готовый сценарий. При этом фанаты никуда не делись — у игры есть живое коммьюнити, а композитор обеих игр Филипп Ваче в 2019 году запустил кампанию на Kickstarter. Он собрал сумму практически втрое больше необходимой на запись, аранжировку и издание симфонического альбома с музыкой из обеих игр серии, включая новые версии композиций и ранее неопубликованные картинки. Хороший подарок к 25-летнему юбилею! 

Но, к сожалению, информации о третьей части до сих пор нет. Лишь слухи, что однажды ее разработка все-таки начнется. Зато обе игры серии доступны на iOS, а первая есть на Android — пощупать классику можно прямо на смартфоне.


Серия Wing Commander

Пример того, что произошло с серией Wing Commander, показывает всю недальновидность политики Electronic Arts, желавшей зарабатывать слишком много за слишком короткое время. Придуманная легендарным Крисом Робертсом медиа-франшиза стала одной из самых успешных и прибыльных для ЕА в 90-х. Первая часть вышла аж в 1990 году и была обычным аркадным космосимулятором. В последующих частях ЕА сделала мощную ставку на FMV-ролики с живыми актерами.

Бюджета третьей части с подзаголовком Heart of the Tiger хватило на таких голливудских звезд, как Марк Хэмилл и Малкольм Макдауэлл. Wing Commander, или просто «Висюк», как его называли подростки, был везде — в многочисленных новеллизациях, в анимационном сериале Wing Commander Academy и полноценной экранизации 1999 года. Выходила даже серия спин-оффов Privateer, но в итоге EA каким-то образом умудрилась растерять фанатов, несмотря на безумные инвестиции в медиа-вселенную. 

Последняя на сегодня игра Wing Commander Arena известна своим унизительным мета-рейтингом 51 балл из 100 и низкими продажами. К счастью, Крис Робертс вовремя махнул рукой на недальновидные решения EA и ушел делать Star Citizen, который во многом выступает духовным наследником Wing Commander.


Серия Populous

Среди самых популярных жанров в 90-х были стратегии в реальном времени, в том числе их подвид — симуляторы бога. Одним из самых ярких представителей стала серия Populous от Bullfrog. Студия Питера Молинье создавала по-настоящему инновационные игры, которые потом цитировали и копировали. В Populous игроку буквально предстояло стать богом для племени дикарей. Их вера становилась валютой для чудотворца, способного курсором мыши создавать острова и возводить вулканы, при этом человечки жили своей жизнью, а без чудес даже теряли к игроку всяческий интерес.

Первые игры серии выходили еще на рубеже 80-х и 90-х годов. Долгожданная третья часть, до которой в случае с EA «дожили» далеко не все девелоперы, появилась в 1998 году. Populous: The Beginning стала новым образцом для жанра, и впервые перенесла серию в честное 3D. Bullfrog смогла перенести стратегию на первое поколение PlayStation и утвердила свою славу студии, которая в состоянии делать качественные сиквелы, например, Dungeon Keeper 2 или Theme Hospital. Но ЕА этого было недостаточно, и она распустила разработчиков в 2001 году. 

Идеи Populous нашли отражение в серии Black & White, над которой Молинье работал уже в студии Lionhead. Жаль только, что после довольно скучной и поверхностной Populous DS в 2008 году мы так и не увидели настоящего продолжения.


Серия SimCity

SimCity 1989 года была революционной игрой — проектом уровня Elite или Civilization. Даже как-то странно, что ее создателем был не Сид Мейер, а куда более скромный Уилл Райт. Симулятор строительства города с разными районами, потребностями и периодическими катаклизмами заложил целое направление сити-билдеров.

Но несмотря на феноменальные успехи сиквелов в виде SimCity 2000 и SimCity 3000, Electronic Arts не «подвела»: в 2013 году она выпустила шестую часть серии, в которой попыталась перезагрузить франшизу и разбавить игру экспериментами. Из-за огромного количества багов, странных элементов обязательного мультиплеера и необходимости оставаться в сети она была воспринята крайне негативно. А затем EA просто проиграла борьбу с сериями Cities и Anno, и была вынуждена довольствоваться урожаями с мобильной версии игры, получившей название SimCity BuildIt.


Серия Road Rash

В большинстве сценариев ЕА покупала разработчиков хороших игр, заставляла их делать большое количество сиквелов, а потом закрывала и студии, и франшизы из-за несоответствия высоким финансовым ожиданиям. В отличие от тех же Origin или Bullfrog, серию Road Rash компания сделала своими усилиями. И она в одночасье стала не менее культовой, чем аналогичная Carmageddon несколько лет спустя. 

Оригинальная трилогия RR вышла в период с 1991 по 1995 годы — все три игры были успешными и снискали большую популярность на актуальных консолях того времени (Sega Genesis и Sony PlayStation первого поколения). ЕА даже выпустила клон Road Rash 2 под названием Skitchin, в котором заменила мотоциклы на роликовые коньки. Вместо суровых байкеров опасные трассы преодолевали любители роллинга, готовые так же намять бока другим гонщикам.

В конце концов доверие к серии подорвали эксперименты и новые части с очень странной графикой. Главным провалом стала Road Rash: Jailbreak 2000 года, которая по качеству геймплея уступала даже самой первой части серии. Как итог — забвение и редкие появления в ремастерах и переизданиях типа EA Replay 2006 года. 

Последний раз с серией мы встречались в 2009 году, когда мобильное подразделение Electronic Arts догадалось перенести культовую первую часть на смартфоны. Совершенно другие люди вдохновились старой игрой, выпустив свою версию под названием Road Redemption, но это уже совсем другая история.


Серия Dungeon Keeper

Нельзя обойти стороной еще одну эпическую серию стратегий — Dungeon Keeper. Bullfrog сумела параллельно с серией о божественном вседержителе создать историю о властелине преисподней. Игроки вставали на сторону зла и давали отпор героям-добрячкам, уничтожая целое королевство с паладинами и прочими рыцарями. Обе части DK обрели культовый статус, а третья была рассказать историю демона, известного как Рогатый Потрошитель. Стараниями игроков он-таки выбрался из подземного мира, и попал в светлое царство настоящих героев. Увы, команда Bullfrog узнала об увольнении в тот момент, когда трудилась над амбициозной третьей частью.

Карма все-таки настигла Electronic Arts, ведь обе попытки заработать на бренде после закрытия Bullfrog с треском провалились. Игроки последовательно раскритиковали Dungeon Keeper Online и Dungeon Keeper Mobile, которые были плотно набиты механиками, направленными на монетизацию и микротранзакции. В конце концов появились последователи идей Dungeon Keeper, среди самых известных — War for the Overworld и Dungeons, а также Evil Genius 2, которая вышла в 2021 году. Вот только истинного продолжения мы, похоже, уже не дождемся.

Источник

Оцените статью
M-Game
Добавить комментарий