NieR Replicant ver.1.22474487139… — это игра контрастов, в которой умещаются, кажется, все возможные противоположности. Несмотря на крайне скромное графическое исполнение, фанаты каких-нибудь Mafia 2 или Metal Gear Solid 5 могут лишь мечтать о подобных переизданиях. Шикарная боевая система, добавленная в ver.1.22474487139.., сочетается с миллионом деталей, выдающих возраст игры 11-летней давности с потрохами — впрочем, она и в свое время была устаревшей. А стоит ли обратить внимание на это чудо в 2021-м? Определенно, да. И вот почему.
Давайте сразу проясним — сегодня речь пойдет о ремастере нишевой провалившейся в продажах jRPG с PlayStation 3 в той самой вселенной, ставшей интересной широкой публике только после NieR: Automata.
Интересоваться проектом имеет смысл тем, кто любит сильные сюжеты с мощной атмосферой и интересную боевую систему, а также фанатам «японщины» — и серий NieR и Drakengard в частности. Вполне вероятно, что даже если вы совсем незнакомы с японскими ролевыми играми, Replicant сможет увлечь вас геймплеем и историями, которыми этот мир пропитан. А теперь давайте поговорим об этом подробнее.
NieR Replicant — это история про постапокалипсис, в котором Земля погибла около двух тысяч лет назад. На момент событий игры остатки человечества уже плохо себе представляют, что происходило в «древности». Все это время выжившее население терроризируют загадочные Тени — непонятные существа, боящиеся солнечного света, а также не менее таинственная болезнь «Черные Письмена», покрывающая рунами руки заболевших. Именно ей заразилась младшая сестра главного героя Йона, и теперь он вынужден искать лекарство от недуга, убивающего даже местных королей.
У игры достаточно банальная завязка, и она долго запрягает основную историю, но ее первую половину спасают проработанные персонажи и мир. Практически всегда вы путешествуете со спутником (во второй половине игры сразу с несколькими), которые часто комментируют происходящее. Первым становится летающая книга Гримуар Вайс, которая иронично отзывается обо всех попытках героя кому-либо помочь. Именно Вайс будет первым ключом для героя к поиску лекарства, ведь эта книга — далеко не роман про попаданцев.
Временами игра давит урбанизмом и индустриальностью не хуже Automata, а некоторые локации взяты прямиком оттуда (точнее, наоборот)
Во всех своих произведениях Йоко Таро, бессменный сценарист серии, создает загадочные и мрачные истории, в которых не бывает хэппи-эндов, а персонажи, следуя законам драматургии, проходят через полноценные арки с развитием. Что NieR, что NieR: Automata хочется сравнивать с «Евангелионом»: везде скрытые смыслы, тайны, депрессия и переосмысливающие себя и окружающий мир герои.
Незнакомому с классикой меха-аниме читателю проще всего будет провести аналогию между NieR и «Твин Пиксом» — все вокруг очень странное и совсем не является тем, чем кажется, но у каждой странности есть причина. В этом аспекте японские разработчики расходятся с Дэвидом Линчем, потому что создали проработанный мир и более-менее объяснили его устройство.
Центральным хабом выступает деревня с домом главного героя. Из нее вы отправляетесь в свои приключения, которые заведут вас в несколько разных городов и поселений, а также в десяток подземелий. Большинство локаций представляют собой пустые открытые пространства, как это было принято в эпоху PS360, но многие зоны гораздо интереснее и временами поражают своим левел-дизайном вкупе со сменой перспективы. Иногда в них действительно можно запутаться, поэтому не скупитесь на карты у торговцев.
Местами игра опасно сближается с творчеством Сорокина. К слову, в каноническом варианте протагониста зовут Nier
В целом, мир игры гораздо живописнее большинства зон Automata — поля с травкой куда приятнее, чем нагромождение разрушенных многоэтажек. Но что одно, что другое по качеству исполнения находится где-то на уровне PS3. Несмотря на кажущиеся объемы контента, Replicant умудряется оставаться крайне компактной игрой: два города могут быть разделены одной локацией, пробегаемой за 30 секунд. К слову, после Final Fantasy 15 с одним крупным городом, посетить почти полдюжины интересных поселений в Replicant кажется настоящей отдушиной. Другое дело, что сами города довольно маленькие.
Стоит отметить, что в основе «ремейк» так и остался проектом с PS3. Его выдает многое: тут и дизайн локаций, и частые загрузки между ними, и бурая цветовая гамма, которую в ремастере попытались прикрыть фильтрами, а система сохранений в определенных точках не раз предоставит возможность выстрелить себе в ногу и провести в мире NieR побольше времени.
Разработка ремастера стала возможна только благодаря успеху NieR: Automata. В свое время оригинал продался настолько плохо, что своим провалом похоронил студию-разработчика. Поэтому проект про андроидов делала уже Platinum Games, которая смогла удачно развить идеи первого NieR и продать игру трусами 2B.
Примерно для этой же цели Square Enix в свое время решила сделать две версии оригинального NieR с разными протагонистами. В NieR Gestalt главным героем был мужчина в возрасте, а в NieR Replicant — подросток. Соответственно и Йона была либо дочерью, либо сестрой. Версия Gestalt предназначалась для западного рынка, поскольку руководство считало, что западным игрокам возрастной персонаж будет ближе, а Replicant вышел только в Японии, где традиционно сильны братско-сестринские отношения. В ver.1.22474487139… за основу взят именно японский вариант, который впервые привносит эту версию истории на западный рынок.
Прибрежный город Seafront своей средиземноморской архитектурой навевает мысли то ли о Risen, то ли об Assassin’s Creed: Odyssey, а то и вообще о Final Fantasy 7…
Серия NieR и предшествующая ей Drakengard знамениты своими концовками, которых обычно заметно больше двух. В той же Automata их было 26, даром, что помимо основных пяти, все остальные это скорее «пасхалки». Так вот, ремастер делает то, о чем мечтают фанаты многих «порезанных» на релизе игр: разработчики внесли небольшие коррективы для соответствия с каноном и более прочной связи с NieR: Automata, а также добавили вырезанную концовку, которая раньше была лишь в дополнительных материалах.
Здесь стоит пояснить, как работают «концовки» в играх Йоко Таро — впервые увидев титры не спешите ликовать, ведь вы прошли лишь около половины истории. Игра намекнет, что было бы неплохо загрузить последнее сохранение, в котором вам предложат пройти ту же историю с перспективы другого персонажа, или продолжат оборванное ранее повествование, или покажут альтернативное развитие событий… Так вот, новая концовка NieR Replicant повествует о событиях после каноничного финала истории, который спустя 8 тысяч лет привел к событиям NieR: Automata, предлагая игрокам еще несколько часов игры.
Вместе с небольшими правками сценария, перезаписанными диалогами и музыкой, вшитыми дополнениями, новыми костюмами и добавленной концовкой, важнейшей переработкой в NieR Replicant ver.1.22474487139… является практически полностью переделанная боевая система. Давайте скажем прямо: студия Cavia, делавшая первые Drakengard и NieR, это далеко не Platinum Games. Поэтому в ремастере боевую систему и многие анимации приятно освежили.
В основе лежат сильный и слабый удар оружием, а еще блок и перекат. Также предстоит много стрелять, уклоняться, бегать и прыгать. Йоко Таро в свое время новаторски внедрил в геймплей элементы популярного в Японии жанра bullet hell — временами с экрана в вас летит добрая сотня красных шаров. Как и в Automata, мы сами вольны конструировать свой билд: в этом нам помогает магия, которую мы можем повесить на два шифта геймпада, а также при необходимости заменить блок и перекат на заклинания, увеличив их количество до четырех. Самих заклинаний ровно восемь, уже к середины игры мы получим их все; среди них несколько видов атакующих, а также пара блокирующих и абсорбирующих вражеские атаки.
Виды камеры не дают заскучать: горизонтальная, вертикальная, «птичий полет», а также фиксированная, в духе первых Resident Evil и Silent Hill
По большей части вы исследуете локации и выполняете квесты, а также сражаетесь. Корявую боевку из оригинала переделали, равняясь на NieR: Automata, но она получилась более понятной и приземленной. Точно так же, как дроиды-помощники у 2B, 9S и A2, за плечом главного героя плавно следует саркастическая книга Вайс, которая «пуляет» магией. Но целитесь и жмете на «курок» вы все же сами. Немного похожа и система прокачки — вместо чипов мы приписываем к каждому умению и экипированному предмету слова, которые улучшают разные характеристики персонажа, добавляют различные эффекты к атакам или, например, увеличивают вероятность выпадения ресурсов.
Также вы получаете и опыт. Вместе с повышением уровня у героя плавно подрастают характеристики, но основная прокачка сосредоточена в выборе экипировки, заклинаний и слов. Как и ресурсы, слова выпадают из врагов. Также какую-то выгоду можно извлечь и при выполнении второстепенных заданий.
Всего в игре 70 дополнительных квестов. Девять из них посвящены рыбалке; еще несколько отданы на серию с «хрупкой доставкой» — нужно донести посылку через опасную локацию, не получая урона и не используя кувырок; остальные почти поровну поделены между почтовыми миссиями, заказами на убийство, сбором ингредиентов и поисками пропавших. Хотите ли вы тратить на это 2-3 десятка часов, решайте сами. К слову, прохождение до первой концовки само по себе займет около 20 часов.
С другой стороны, за некоторые задания можно получить весомые награды, в том числе и новые умения для героя — не пропустите в начале квест с охотой на кабана, он позволит вам в дальнейшем использовать этих животных в качестве ездовых. Стоит также отметить, что пусть задания и скупы на хитроумные геймплейные выверты, они содержат в себе интересные истории: каждый почтовый квест даст вам взамен знания об этом уголке мира или его жителях. Нельзя не отметить и чарующую музыку, сглаживающую впечатление от пустого мира, почтовых квестов и чудовищного бэктрекинга. В этом аспекте игра совсем не уступает Automata. А также есть другие активности вроде рыбалки.
Нас часто спрашивают, а что такое bullet hell? Отвечаем: это когда так
А вот где хватает нестандартных решений, так это в сюжетных квестах и «подземельях». Йоко Таро любит играться с перспективой, так что ожидайте превращения трехмерного слэшера в двухмерный beat ’em up, bullet hell, а иногда и в текстовый квест минут на 15. Камера часто меняет свое положение, в том числе и в мирных локациях — такое разнообразие сильно меняет ощущения от пространства и битв. Для полного сходства этого аспекта с NieR: Automata не хватает лишь полетов на аэрокостюмах.
Каждая локация, которую вы посещаете по сюжету, поражает не меньше городов: старый особняк, затерянный храм, загадками и акробатикой дающий прикурить серии Prince of Persia, разного рода остатки древней цивилизации и так далее. По старой японской традиции не меньший интерес представляют и боссы. Далеко не каждый из них это новое слово в жанре, но многие удивят.
Если коротко, то японцы видят разницу в консольное поколение вот так
Под конец поговорим о том, что больше всего волнует публику в ремастерах — улучшениях графики. Игра все еще выглядит устаревшей, а модели персонажей, кроме основных героев, похоже, взяты прямиком из 2010-го. Хоть студия Toylogic и подтянула многие аспекты, в том числе и разрешение с производительностью (вплоть до 4К/60fps на некоторых консолях), игру сложно назвать красивой.
Разработчики не могли сильно перекроить NieR из-за небольшого бюджета, ведь все понимали, что проект будет нишевым. Об этом говорит как сам Йоко Таро, так и продюсеры Square Enix.
Забавно, что за апрель внезапно выйдет две заметные игры с механиками bullet hell — речь идет о герое статьи и Returnal. Такая экзотика прекрасно встает в один ряд со всеми остальными нестандартными идеями серии NieR, но Replicant, в отличие от Automata, воспринимается куда более адекватно. В первой части Йоко Таро еще не успел разгуляться и воплотить свои фантазии о битвах андроидов в чулках с инопланетными роботами спустя четырнадцать тысяч лет после Рождества Христова.
Разумеется, без отсылок к Neon Genesis Evangelion тоже не обошлось
Благодаря этому для людей, плохо знакомых с его творчеством или «японщиной» в принципе, NieR Replicant ver.1.22474487139… может стать прекрасным началом. Это куда больше обычная японская ролевая игра, чем Automata: если последняя была одной большой «странностью», пытающейся уместиться в jRPG, то оригинал — это просто jRPG со странностями.
Также учтите, что по jRPG-традиции у игры нет русского перевода, но вполне вероятно, что на PC энтузиасты в ближайшее время сообразят фанатский: более 90% текста оригинала осталось нетронутым.