В тот же день оценка портала Metacritic, основанная на обзорах 79 игровых журналистов из разных стран и изданий, составила 96 баллов из 100, что позволило назвать Last of Us: Part II одной из 50 лучших игр в истории.
Одни из нас: часть 2
«Я не могу передать, насколько это радостно — наконец-то иметь возможность сообщить, что Элли и Джоэл вернулись для очередного напряженного, душераздирающего и эмоционального приключения. »
— Нил Дракманн, 3 декабря 2016, PSX 2016
The Last of Us Part II (в России официально издаётся под названием Одни из нас: часть 2) — приключенческая игра в жанре survival-action от студии Naughty Dog, разработанная эксклюзивно для платформы PlayStation 4. Выход игры состоялся 19 июня 2020 года.
Содержание
PlayStation Experience 2016
Третьего декабря 2016 года на ежегодном мероприятии PlayStation Experience от Sony Naughty Dog завершили конференцию, показав трейлер Last of Us Part 2, в котором Элли исполняет на гитаре композицию Shawn James — «Through the Valley» в заброшенном доме после перестрелки с неизвестными, трупы которых разбросаны по всему дому. Когда к ней подходит Джоэл со словами «Что ты делаешь, девчушка? Ты действительно готова пройти через всё это?», она медленно откладывает гитару и отвечает: «Я найду их и уничтожу всех до последнего».
The Last Of Us 2 Panel PSX 2016 RUS SUB.
В честь анонса второй части «Одних из нас» администрация вики организовала добавление к видео русских субтитров
Cюжет разворачивается примерно пять лет спустя событий первой части игры и через двадцать пять лет спустя вспышки эпидемии КЦИ. В The Last of Us Part 2 продолжатся приключения уже девятнадцатилетней Элли и Джоэла, которому уже под шестьдесят.
Было подтверждено, что Элли станет основным протоганистом в игре, и её геймплей будет иным, чем у Джоэла в первой части.
Дата выхода игры объявлена не была, но отмечается, что она находится на самом раннем этапе разработки и что для её создания будут использоваться новые технологии «захвата движения» персонажей вдобавок к новомоу движку для PlayStation 4. Дракманн подтверил, что музыку для игры напишет Густаво Сантаолалья, подаривший прекрасный саундтрек первой части. Есть подтверждение и того, что Брюс Стрэли, который помог Дракманну создать ранние прототипы для новой игры, не вернется и не будет помогать креативному директору в разработке сиквела, по сообщениям, «взяв год отпуска» после работы над DLC для Uncharted 4.
Спустя чуть больше месяца с момента выхода тизера, один из пользователей Twitter любезно попросил Нила во второй части обойтись без личных политических взглядов, на что получил ответ, «Нет, не могу. Сценаристы пишут согласно своему видению мира. Например, конец в «Одни из нас» был вдохновлён моей собственной ‘личной политикой’», тем не менее, вскоре после этого Нил сделал репост одного из постов сотрудника Naughty Dog, Дрю Тэлора, который цитирует слова Стэна Ли о морализации комиксов Марвел:«История без послания. всё равно что человек без души.»(букв. перевод).
The Last of Us Part II — PlayStation Experience 2016 Reveal Trailer PS4-0
Paris Game Week 2017
На ежегодном мероприятии под названием Paris Game Week 2017, которое прошло 30-го октября, состоялся релиз второго трейлера ко второй части The Last of Us, представивший ранее неизвестных персонажей вселенной. Примечательно, что разработчики отказались называть имя главной героини, которая борется за свою жизнь на протяжении всего ролика. Тем не менее, на своей официальной странице в Twitter компания Naughty Dog сделала пост , в котором указано имя актрисы для персонажа — Лаура Байли (англ. Laura Bailey), а имя самого персонажа скрыто. Фанаты франшизы сразу сделали предположение, что речь идёт об Анне — матери Элли, а события разворачиваются в ранний период вспышки инфекции Кордицепса. В последовавшем интервью с Нилом Дракманном креативный директор сообщил, что вся команда сосредоточена только на создании второй части, и что при этом будут использоваться передовые технологии игровой индустрии. Тема ненависти и мести остается актуальной.
The Last of Us Part II — PGW 2017 Trailer PS4
Курица Долго. Вот хоть бейте меня, но местами сюжет казался настолько затянутым, что даже геймплей надоел. Иногда хотелось бросить и забить на прохождение. За всю игру таких моментов было три-четыре штуки точно, по два часа плюс минус.
Круговорот мести
Эта рецензия, как и сама игра, тоже пойдёт по не самому обычному сценарию. Во-первых, эмбарго в этот раз настолько строгое, что оно практически запрещает говорить о сюжете. Не из-за противоречивых тем, а просто потому, что история полна сюрпризов, которые легко можно испортить парой лишних слов. Во-вторых, многие наверняка сходу ждут ответа на самый главный для них вопрос: «Ну что, игра-то про геев? Опять они увлеклись политикой, опять пропаганда?».
Несмотря на все опасения некоторых, любовная линия не продвигает никаких посылов и ничем не отличается от обычных человеческих отношений. Это уже не говоря о том, что сама Дина — просто душка
Нил Дракманн (неизменный режиссёр серии и вице-президент Naughty Dog) действительно очень переживает по этим вопросам. Здесь можно увидеть и женщин, которые любят других женщин, и людей, сменивших пол, и какие-то острые высказывания. Но сценарий не делает на них акцент, а в сюжет они вплетены максимально логично, без перекосов в ту или иную сторону. Если вас смущает само присутствие персонажей нетрадиционной ориентации — что ж, наверное, игра может вас оттолкнуть. Однако все остальные увидят, что история совсем о другом и, по большей части, затрагивает совершенно иные вопросы.
Part II целиком посвящена круговороту мести. Элли, которая в кои-то веки зажила жизнью нормального подростка (насколько это возможно в условиях зомби-апокалипсиса), лишается кое-чего очень ценного. И ради справедливости она готова вновь пересечь всю страну, убить десятки, если не сотни людей и даже расстаться со своей «нормальной» жизнью. Оставить позади друзей, комфорт, еду, кино, встречи, поцелуи и надежды на счастье.
The Last of Us — по-прежнему игра про человечество после зомби-апокалипсиса. Но зомби здесь — скорее декорация для человеческой драмы
Завязка, может, и звучит стандартно, однако Naughty Dog выбрала любопытный ракурс. Как и первую часть, вторую тоже можно охарактеризовать как «простую историю о непростых людях». Но если обычно в играх нам показывают сюжеты, чьи главные герои по умолчанию правы, а их противники «сбились с пути», то в Part II всё иначе. Чисто положительных или отрицательных персонажей здесь нет вовсе.
Элли теперь не та девочка, что была готова пожертвовать собой ради спасения мира, — она влилась в ряды антигероев и ради мести готова на всё. Она рискует не только собственной жизнью, но и жизнями своих близких; иногда с сожалением, а иногда и без убивает (и даже пытает) таких же людей, как она сама. Героиня оправдывается, дескать, враги же плохие и действительно заслуживают кары, верно? И вроде бы всё вправду так — игра доходчиво показывает и рассказывает, что руки у них действительно по локоть в крови. Да и поставить себя на место Элли проще простого. Но чем дальше по сюжету, тем больше вопросов вызывают её поступки.
В тылу врага
Само собой, при таких исходных игра получилась довольно мрачной. Здесь постоянно происходит насилие (и моральное, и физическое), льются реки крови, а герои чуть ли не каждые пять минут оказываются на грани смерти. Даже большая часть музыки — это вовсе не привычные акустические мотивы Густаво Сантаолальи, а тяжёлые струнные и тревожный, пульсирующий эмбиент.
Но самое интересное, что нагнетают обстановку не катсцены, а геймплейные ситуации. Как и в случае с первой частью, игровой процесс тесно переплетён с историей, и если можно что-то показать без роликов, то дизайнеры не упускают эту возможность.
На первый взгляд геймплей со времён первой части практически не изменился. Всё тот же экшен с укрытиями, тот же стелс с «режимом слуха», та же возможность смастерить аптечку или гранату прямо в пылу боя. Сбор хлама, прокачка с помощью таблеток, модернизация оружия, даже большая часть заражённых — всё это работает практически так же, как и в 2013-м.
Модернизация оружия визуально смотрится куда круче, когда героиня прямо на глазах разбирает пушки, ковыряется в них, а затем собирает обратно
Дьявол кроется в деталях. Так, появилась возможность ползать и стрелять лёжа, прятаться в траве и под машинами. Элли научилась плавать и прыгать, она куда чаще карабкается на всякие крыши и уступы. Есть и новый вид заражённых, который умеет взрываться и обжигать кожу ядовитыми испарениями, а ближний бой разжился уворотом, благодаря чему схватки стали более напряжёнными и динамичными. Ну и, конечно, в арсенале противников-людей теперь есть собаки, которые время от время превращают стелс в ночной кошмар.
Другое дело, что благодаря этим мелочам ощущения от геймплея совсем другие. Бои по-прежнему диво как хороши: схватки всегда напряжённые, грязные, из последних сил. Патронов вечно не хватает, а попасть по врагам тяжело из-за дрожащих рук. То и дело приходится прятаться, огрызаться и снова уходить в стелс; кидать кирпичи, нестись на кого-то с куском трубы в руках или мастерить самодельную гранату за ближайшей корягой.
Стелс стал несколько сложнее: ни высокая трава, ни укрытия не гарантируют полной незаметности, а собаки вынуждают более активно перемещаться по уровню
Но теперь, благодаря новому ИИ и возросшему количеству деталей на локациях, битвы с людьми получились ещё опаснее. Противники постоянно заходят с флангов, а их одежда сливается с окружением; заметить их силуэты при плохом освещении и неровной местности — та ещё задача. Мини-карты нет, индикаторов, по умолчанию, тоже, режим «слуха» неточный, а понять, видят ли тебя, можно лишь ориентируясь на особый, довольно нервирующий звук. Локации стали куда шире и, зачастую, выше, с кучей разных ходов и укрытий: это и увеличивает простор для тактики, и делает сражения менее предсказуемыми.
Теперь от вражеских ударов в ближнем бою надо уворачиваться, а следом контратаковать. Выглядит эффектно, но считывать резкие движения противников достаточно трудно
Представьте: вы оказываетесь в небольшом спальном районе с кучей домиков по обеим сторонам улицы. Не очень понятно, куда лучше пойти, ведь все дома открыты и доступны для исследования: начиная с подвала и заканчивая спальней на втором этаже. И каждый из них может кишеть врагами. Так что велик шанс, что вы нечаянно наткнётесь на одного из противников или ваш след поймает собака.
Придраться можно разве что к тому, что некоторые серьезные проблемы нашего общества в контексте мира, в котором каждый день тебя могут сожрать грибные зомби, видятся уже не столь значимыми. Но если смотреть на вселенную The Last of Us как на метафору к нашему миру, в которой все пороки гротескно обнажены, то это может сработать.
С The Last of Us 2 не всё так плохо
Можно лишь поаплодировать разработчикам за то, что они сумели выжать из The Last of Us 2 все соки, ведь визуально — это одна из самых красивых, если не самая красивая игра современности. Ты как будто находишься внутри фильма, где декорации и спецэффекты выглядят впечатляюще, а анимации проработаны до мельчайших деталей. Вопросы возникают только к сюжетной линии, которая для одних игроков не содержит в себе никакой логики и связи, а для других — является эталоном. Те, кто защищают творение Дракманна, просят взглянуть на The Last of Us 2 с другой стороны. Вы думали, что это будет ещё одна история про то, как Джоэл и Элли дружно и сообща противостоят заражённым, а получили историю мести с ЛГБТ и волосатыми подмышками.
Фото: Кадр из игры The Last of Us 2
Можно по-разному относиться к творению Дракманна, но сложно поспорить с тем, что The Last of Us 2 — это самая неоднозначная игра современности, которая имеет свои объективные плюсы и минусы. И единственный способ сформировать своё мнение — это сыграть в неё.
В тот же день оценка портала Metacritic, основанная на обзорах 79 игровых журналистов из разных стран и изданий, составила 96 баллов из 100, что позволило назвать Last of Us: Part II одной из 50 лучших игр в истории.
Дракманн издевается над персонажами
Да, в The Last of Us Part II и Элли, и Джоэлу приходится, мягко говоря, не сладко – они страдают прямо как обычные люди, их мучения не украшены героизмом или пафосом, о них не слагают легенды. Но в этом-то и суть дилогии: она о простых людях, которые с переменным успехом проходят через всякое дерьмо , потому что иначе никак. Непонятно, как их судьбы в сиквеле могут расходиться с чьими-то ожиданиями, поскольку даже первая игра делает акцент на смертности, уязвимости, неидеальности каждого центрального персонажа. Там Элли была еще относительно наивным и невинным подростком, что немного смягчало тон повествования. В сиквеле она уже взрослая, у нее свои травмы и тараканы в голове.
Можно было бы понять такую претензию, если бы Naughty Dog вдруг выпустила Uncharted 5, в котором Нейтан Дрейк неожиданно запил и теперь едва перелезает через ограду закрытого супермаркета, чтобы стащить ящик пива со склада. Вот это было бы издевательством над персонажем – хотя посмотрите мне в глаза и скажите, что такой твист не вызвал у вас хотя бы небольшой интерес.
Да – и это оправдано. «Одни из нас: Часть 2» не претендует на жанр RPG – это полностью линейный экшен, в котором вы отыгрываете не себя, а управляемую вами героиню . Совершенно нормально в какие-то моменты чувствовать отторжение от нее – было бы странно полностью разделять позицию сломленных и глубоко травмированных персонажей. В большинстве тяжелых сцен вас заставляют не просто наблюдать за происходящим, а эти самые мерзкие действия совершать – это тоже часть авторской задумки, даже (особенно) когда вы делаете что-то против своей воли.
Тут вас лишают власти над происходящим (подходящий англоязычный термин – agency) и не дают быть «лучше всех на свете». Мало какие игры так делают, потому что геймеры очень не любят дерьмово себя чувствовать во время развлечения. Мы хотим быть героями, умиляться, смеяться, а не страдать. В «Одни из нас: Часть II» все наоборот.
Такие игры действительно не для всех, их даже можно назвать нишевыми. Справедливости ради, TLOU 2 дает знать о своей отталкивающей сущности каждым трейлером, скриншотом, интервью с разработчиками. Даже по обложке игры предельно очевидно, что она будет какой угодно, но точно не «приятной и воодушевляющей».
Вскоре в интернете появился сайт gamers-gate.ru, обличающий продажных игровых журналистов. Его авторы утверждают, что все положительные отзывы критиков на The Last of Us Part II — просто Sony.
ДАЛЬШЕ СПОЙЛЕРЫ
После знакомства со спойлерами люди узнали, что девушки занимаются сексом, и что Дина отправится в путешествие вместе с Элли. Кроме того, внимательные зрители заметили намёки на ЛГБТ в записках и плакатах в игре, а один из второстепенных персонажей оказался трансгендерным парнем (FtM — «из женщин в мужчины»).
Но основной болью для любителей The Last of Us стал поворотный момент из пролога. Ещё в начале игры геймерам на короткое время дают поиграть не за привычных персонажей, а за некую мускулистую девушку Эбби, вместе со своими соратниками охотящуюся на Джоэла. На глазах у Элли она забивает мужчину насмерть клюшкой для гольфа. Именно тогда героиня даёт клятву: найти и убить всех, кто виноват в гибели её приёмного отца.
Многие пользователи соцсетей возмутились, узнав о ранней гибели любимого персонажа. Тем более, что в трейлере разработчики сделали вид, что Джоэл появится в середине игры — а потом слегка подменили показанную ранее сцену.
Некоторые фанаты и вовсе уверены, что «настоящий» Джоэл не мог попасть в такую ловушку, а значит, разработчики убили его просто так, чтобы порадовать феминисток обилием сильных женских персонажей.
В первой игре: Джоэл — опытный выживший, никогда не доверяет незнакомцам, всегда осторожен в любой ситуации. Во второй игре: «Конечно, пойдём в этот дом, полный незнакомых людей, и будем дружелюбны!»
А в середине The Last of Us: Part II игроков ждёт новый сюжетный поворот. Оказывается, вторую половину игры нужно проходить уже не за Элли, а за Эбби. По задумке создателей, таким образом геймеры смогут узнать историю нового персонажа, взглянуть на ситуацию по-другому и передумают мстить за Джоэла в финале игры.
Вот только многие фанаты уже ненавидят Эбби как из-за смерти Джоэла, так и из-за её внешности и поведения. Так, у них вызвали вопросы чрезмерно накаченные руки девушки и боязнь высоты. Про героиню сразу начали делать мемы.
«Мама сказала, теперь моя очередь быть протагонистом»
The Last Nigga On Earth
Никто:
Эбби из The Last of Us 2.
А над сексуальной сценой с Эбби и вовсе начали глумиться.
Кадр с Эбби
Пользователи Reddit и 4chan начали рисовать пародии на этот момент. В ролике с YouTube можно увидеть целую подборку подобных мемов.
gamer cuts ragequits the last of us 2 and cuts the disc in half because a character they like dies this is really happening pic.twitter.com/VyLV5S5Uua — Jack Saint (@LackingSaint) June 20, 2020
Игровой процесс и техническая составляющая
А вот что порадовало без каких-либо оговорок — прокачанный игровой процесс оригинала. Динамика в скрытном прохождении увеличилась в разы, а агрессивные столкновения изобилуют огромным количеством возможностей. Очень приятно «играть в Рэмбо», вырезая противников одного за другим, постоянно прячась в траве и действуя на нервы оставшимся врагам, пугая их. И именно игровой процесс заставлял так долго терпеть некоторые нелогичные и объективно бредовые моменты сюжета. Каждое столкновение хотелось переигрывать как раз из-за живости искусственного интеллекта. Когда один из врагов начинает кричать «Ты убила Кенни, сволочь!» — игрок воспринимает только что убитого болванчика как некоего персонажа. Данную находку рекламировали во время выхода The Last of Us: Part II, и со мной это сработало.
Графически, вторая часть «Одни из нас» — что-то невозможное для предыдущего поколения. Как PlayStation 4 Slim могла потянуть все красоты и даже не шуметь в процессе, которыми полниться The Last of Us: Part II – просто невозможно осознать. Если бы данная игра вышла на персональных компьютерах (пожалуйста, Sony!), со всеми улучшениями и технологиями, доступными на PC, то от графики у всех просто отвисла бы челюсть.
Отдельно хочется сказать спасибо Густаво Сантаолалье, который совместно с Маком Квейли написали один из лучших саундтреков среди всех эксклюзивов на платформе PlayStation. Музыка настолько сильно застревает в душе и голове, что слушаешь её отдельно и почти без остановки, во время и после прохождения. Да, есть треки, которые иногда хочется пропустить из-за неподходящего настроения, но в остальном – величие!
Та самая «комплексность», о которой я говорил в начале текста, сыграла со мной злую шутку во время написания данной статьи. Воспринимая сюжет во время прочтения моего пересказа – скорее всего вы не осознаете логики происходящего, если не играли и не проходили The Last of Us: Part II. Я опустил смерть некоторых персонажей, не затронул «транссексуальность» Лева (и вообще считаю этот тезис бредом, высосанным из пальца – как будто до этого в медиа девочки не прикидывались мальчиками), постарался донести всё сухо и с фактами. Объяснить поведение персонажей и их переживания. Указать на откровенные манипуляции Нила Дракманна. Получилось ли у меня? Решать уже вам.
Для меня же The Last of Us: Part II – это игра «на 8/10», если бы я мог выставлять ей оценку. В ней великолепная музыка и графика, техническое исполнение и внимание к деталям буквально заставляют эту игру выглядеть живее, чем она есть на самом деле. Игровой процесс, пусть и точно такой же, как в первой части, но очень подтянутый в плане механик и качестве исполнения. Он и заставлял двигаться к финалу, не давал заскучать. И пусть в сценарии есть моменты, которые бесили меня, заставляли закрывать лицо руками от нелогичности, или попросту были притянуты за уши – мне он понравился. Очередная манипуляция Нила Дракманна в этот раз сработала, наверное. Но я принимаю её и готов с этим жить.
Об авторе
Приобрёл PS4, научился играть в стратегии, похудел, стал автором на iXBT.Games — сразу после того как начал писать на iXBT. live!
Сам Дракманн решил не акцентироваться на негативе, а обратил внимание на количестве оставленных отзывов: «О боже. Всего за несколько часов The Last of Us: Part II собрала примерно в два раза больше пользовательских обзоров, чем первая The Last of Us получила за семь лет. Мне нравится ваша страсть», — написал геймдизайнер в «Твиттере».
Меньше всего места в этом тексте я оставил для геймплея — потому что он не особо изменился.
Игровой процесс по-прежнему условно делится на три части: исследование заброшек в поисках ресурсов, стелс и стрельба в открытую — к ней иногда принуждают. На месте знакомый быстрый крафт аптечек и самодельных бомб из говна и палок и прокачка с помощью таблеток.
Стелс обогатился возможностью прятаться в траве и ползать, но это не радикальные нововведения, которые переворачивают геймплей. К тому же, они вносят новые условности, хорошо знакомые по другим играм. Враги не видят героиню, чья макушка торчит в камышах в метре перед ними. По жухлой, жиденькой траве мимо патрулей частенько можно проползти, не привлекая внимания. Более серьезным новшеством стали локации, выросшие в размерах буквально в разы. Они позволяют ретироваться, случайно наделав шуму, чтобы потом продолжить тихо снимать потерявших тебя врагов.
Прочие стелс-механики — старые: швыряние кирпичей и бутылок, подсветка ближайших врагов, глушитель на пистолет и бесшумный лук. Трупы таскать все еще нельзя — и это удручает. А еще появились собаки — они могут унюхать тебя, но теряют след, если швырнуть куда-нибудь бутылку. Это не новый опыт, но головная боль лично для меня. Я не хотел убивать животных и вынужден был обходить врагов с собаками стороной, а это бывало довольно муторно.
Шумные перестрелки игре даются куда лучше. Дым от выстрелов висит в воздухе, стекла рассыпаются, конечности отрываются — на впечатления снова работают детали. Да и враги умные: эффективно используют локации, помогают друг другу — ведут себя довольно живо. Особенно интересно было перестреливаться с группировкой «Шрамы» — они часто используют луки и общаются друг с другом свистом. Сложно отследить, откуда по тебе стреляют и что задумал враг. По итогу — The Last of Us 2 — это хороший шутер с укрытиями и нормальный стелс с древними, но привычными условностями.
Растягивать игру на тридцать часов не стоило.
Из-за такой продолжительности концентрация экшена сильно снизилась. Naughty Dog все еще могут в потрясающую постановку. В The Last of Us 2 есть эпизоды, которые хочется пересказывать всем и стримить прямо сейчас. Напитанные вайбом Resident Evil замесы с жуткими тварями в подвалах, побег от орды зараженных в заснеженных горах, перестрелка в заброшенном метро и много-много чего еще. Некоторые столкновения с живыми людьми тоже поставлены так, что их можно переснимать для остросюжетного кино — и все офигеют; привести конкретные примеры не позволяют спойлеры.
Но между этими эпизодами — часы «филлерного» стелса и ходьбы по обветшалым магазинам и домам. Дотошное изучение игры с собиранием бутылок в заброшенных локациях (хоть и безумно детальных) растягивается на сорок часов и может утомить.
Как и головоломки в стиле «найди веревку и закинь ее на балку, чтобы куда-то залезть» — они тут вместо лестниц из первой части и задалбывают примерно так же. Успевают утомить и затопленные подвалы, и даже очень красивый, заросший густой травой Сиэтл. Да и блестящие перестрелки (можно ведь забить на стелс) медленно превращаются в рутину — все хорошо в меру, а игра не всегда ее знает. И я говорю это с учетом того, что не спешил, а проходил спокойно — по паре часов в день.
The Last of Us 2 — отличная игра, очень масштабная и детальная, и самая красивая в уходящем поколении. Как и первая часть, она еще пару лет будет уделывать многие некстген-игры. Я понимаю, что многих оно с легкостью в себя влюбит. Но многих и выбесит так, что для кого-то Naughty Dog превратятся во врага, но Нил Дракманн сам сказал, что готов нести этот крест.
Но важно подчеркнуть, что все же не натурализм и перерезанные глотки делают истории взрослыми — вспомните ту же Braid, которая вообще за ширмой милого платформа пряталась. Или первый сезон The Walking Dead от Telltale. What Remains of Edith Finch, которая о смерти говорила так искренне и легко. Firewatch, нарисовавшую самых живых героев одними только переговорами по рации. To the Moon, который хватало условной пиксельной картинки. The Last of Us 2 вредит претенциозность ее авторов. Все, что было хорошо в первой части и перекочевало во вторую (например, лор) — работает. Но когда The Last of Us 2 говорит что-то новое — получается почти всегда плоско.