Попав в виртуальную среду, Себастьян становится свидетелем настоящего ужаса, который, по масштабам, сравним с тем, что происходило с ним в «Маяке». Практически все граждане Юниона (название вымышленного города) превратились в кровожадных зомби, вокруг ходят ужасные твари, а город, в буквальном смысле, начал трещать по швам.
Обзор The Evil Within 2 — если бы Silent Hill снимал Майкл Бэй
Себастьян Кастелланос бежит к горящему дому, но спасти дочку не успевает. Маленькая Лили плавится в огне, словно воск. Детектив кричит и зажмуривается, не выдержав страшного зрелища. Когда он открывает глаза, вокруг — не пылающий ад, а полутьма бара. Ему приснился кошмар. Пора опять наполнить стакан, чтобы не думать о гибели дочери… Но напиться в эту ночь он не успеет. Героя ждёт шокирующая весть: смерть Лили инсценирована. Ради спасения девочки Себастьян готов погрузиться, как и три года назад, в мир виртуальных кошмаров, порождённых машиной STEM.
Нырок в искусственную реальность забрасывает Кастелланоса в провинциальный городок Юнион. Корпорация «Мёбиус» задумывала его как образцовую американскую утопию — рай для сотен людей, чей разум подключен к системе STEM. Но что-то в секретном эксперименте пошло наперекосяк, и декорации цифрового «Шоу Трумана» начали рассыпаться на куски. Газоны завалены трупами, по идиллическим улочкам бродят мутировавшие жители, охочие до человечины, а у Себастьяна на первых порах нет даже оружия. Так начинается The Evil Within 2 — хороший блокбастер, но посредственный сиквел.
Лики зла
Оригинальная The Evil Within, разработанная в 2014-м студией Tango Gameworks, была авторским произведением Синдзи Миками. Японский геймдизайнер, стоявший у истоков сериала Resident Evil, прекрасно понимал, как погрузить современных геймеров в затяжной кошмар. Патронов в первой части злоключений Кастелланоса вечно не хватало, одна зубодробительная битва следовала за другой, а опрометчивый шаг в темноту грозил смертью от капканов, растяжек и мин.
Миками сделал не просто сложнейшую игру о выживании, а интерактивный музей хоррора: каждая сцена, враг или место действия отсылали к классике ужасов. Побег от маньяка, навеянный «Техасской резней бензопилой», сменялся прятками от зомбированной деревенщины в духе Resident Evil 4. Сюрреалистический спуск в подсознание психопата, как в триллере «Клетка», заканчивался дракой с парой сейфоголовых монстров, цитирующей Silent Hill 2. Всё это вкупе с мозголомным повествованием и шедевральным арт-дизайном обеспечило The Evil Within культовый статус.
К сожалению, при разработке номерного продолжения роль Миками свелась к продюсированию. Режиссёрское кресло занял Джон Йоханас, курировавший создание дополнений для первой части. Рокировка пагубно сказалась на самобытности проекта. Взять хотя бы сюжет: события оригинала интриговали не хуже нолановского «Начала», а прыжки из одной реальности в другую объяснялись лишь в финале. Сиквел же рассказывает клишированную историю об отце, ищущем дочь в недрах STEM. Почти все сюрпризы Bethesda проспойлерила в дебютном ролике с E3 2017 и релизных трейлерах.
Но проблема не в самой попытке превратить психопатологический триллер в голливудскую драму калибра The Last of Us. Беда в том, что писать душещипательный сюжет доверили Тренту Хааге — сотруднику трэш-киностудии Troma, отметившемуся лентами с говорящими названиями «Мёртвый и гниющий» и «Токсичный мститель IV». Вот почему в The Evil Within 2 персонажи «картонные», а диалоги нередко граничат с пародией. У Себастьяна, к примеру, на любую ситуацию заготовлено любимое слово: «Чтооо?» «Что это было?» «Что за чертовщина?» «Что теперь делать?»
Если по мотивам The Evil Within в дальнейшем будут снимать фильм, то на роль мистера Кастелланоса отлично подошел бы Киану Ривз. Серьезно, в некоторых ракурсах сходство просто поразительное.
Убил гада — «прокачаться» надо
Совсем другое дело — геймплей. Он преобразился ровно настолько, чтобы игрок перестал чертыхаться, бросать прохождение на полпути и просто получал удовольствие. Если первая The Evil Within навязывала ритм и заставляла продираться сквозь прямолинейные, пусть и безумно спроектированные аттракционы, то сиквел даёт больше свободы и даже предлагает некое подобие открытого мира на двух с половиной уровнях. За редким исключением именно вы решаете, по какой улице и в какую сторону двигаться, обходить ли скопления врагов или, наоборот, вступить с ними в бой. А если драться, то каким образом — ползая на корточках за ящиками, выманивая по одному и тихо потроша ножом или всё-таки расчехлив дробовик? Тактика располагает к экспериментам: лужу бензина можно поджечь, по воде пустить ток, а при желании ретироваться либо перейти с «огнестрела» на нож — для этого достаточно выстрелить из арбалета «дымовухой».
Не похоже на достоинства игры в жанре ужасов, правда? А как же гнетущая атмосфера и безвыходные ситуации? Это здесь присутствует разве что в рудиментарном виде. Как и сюжет игры, её правила рубят страх на корню. Но менее интересной The Evil Within 2 от этого не становится. Во-первых, пытливый исследователь, проникающий в каждое здание и заглядывающий под каждый куст, поучаствует в ряде необязательных историй — то встретит священника, кающегося за убийство зомби, то угодит в западню с неубиваемым призраком. Во-вторых, благодаря такому любопытству вы сумеете собрать больше ресурсов, количество которых напрямую зависит от уровня сложности. Хотите хардкора — ройтесь в мусорных вёдрах и пинайте автоматы с газировкой.
Поиск ресурсов важен, поскольку найденное добро идёт в дело. Запчасти нужны при «апгрейде» оружия, из пороха и труб получаются боеприпасы, причём изготовлять их разрешается в полевых условиях, а не только на верстаке в безопасном месте. С поверженных противников Кастелланос сцеживает гель, расходуя его на развитие навыков вроде скрытности или атлетизма (в этом ему помогает живущая в зазеркалье медсестра Татьяна). Да и сам по себе герой не промах: его перестало глючить от лечебных препаратов и корёжить от смехотворно коротких спринтов — никак посиделки в баре закалили характер.
Тут бы и заявить, что The Evil Within 2 похожа на слепой дождик после бури с градом и молниями. Дескать, использует громкое имя и сама себе изменяет. Это справедливо лишь отчасти. Потому что «программный минимум» Синдзи Миками, с беззащитным протагонистом, вечной нехваткой патронов и отстоящими друг от дружки на версту точками сохранения, разработчики разрушили не до конца.
Да, Себастьян научился порхать как бабочка и жалить как пчела, а заодно избегать большинства стычек, встречая вызов только в лице особо мощных противников (за исключением Обскуры — сшитого из трупов чудища с фотокамерой вместо лица). Но достаётся детективу по-прежнему крепко, а некоторые монстры убивают его в два счёта. Да, сбор пороха и производство патронов несколько облегчает жизнь, но в условиях, когда даже рядовые враги требуют пары попаданий в голову, особо не разгуляешься. Таскать с собой десяток зарядов для того же дробовика — уже роскошь. И хотя с сохранениями ситуация тоже более-менее гуманная, любители свернуть не туда рискуют огорчиться. Скажем, вы полчаса потратили на обыск домов и трупов агентов «Мёбиуса», но по пути к убежищу зомби зажали вас в тесном проулке и закусали до смерти. Не ставьте на The Evil Within 2 крест: она не пугает, но точно умеет держать в напряжении.
Заходи, не бойся
Кто опасался опошления дизайна — можете выдохнуть. Несмотря на уход из Tango Gameworks художницы Икуми Накамуры (Ikumi Nakamura), ответственной за внешность монстров в оригинале, и заметно прикрученный фитиль безумия, это произведение сложно спутать с чем-то другим. Здесь на Кастелланоса прёт анатомический ералаш с циркулярной пилой вместо руки, там герой крадётся среди причудливо зависших в воздухе обломков интерьера, скрываясь от всевидящего ока в форме фотообъектива, — сюрреализма хватает. Антураж и чудовища по-прежнему выразительны, от сцен насилия становится не по себе — равно как и от фокусов с окружением. Вроде внезапного появления двери там, где секунду назад была стена, или коридора вместо картины.
Если оригинал получился добротным хоррором и неудобной игрой, то со второй частью всё с точностью до наоборот. Атмосфера ужаса и авторский стиль Синдзи Миками здесь пущены под нож, зато вместо этого игрок получает красивое, динамичное, напряжённое и увлекательное приключение. Поэтому The Evil Within 2 понравится всем, кто ценит со вкусом обставленные развлечения. За исключением разве что ярых фанатов первой части и японских хорроров в целом.
Плюсы: удобный геймплей и рабочий стелс; удачное совмещение элементов открытого мира с эпизодами в замкнутых пространствах; сюрреалистический дизайн; работа со звуком достойна отдельной похвалы; игра полностью переведена на русский, и в выражениях локализаторы не стеснялись.
Минусы: не самая современная графика; халтурный сюжет и немало разочарований для поклонников жанра ужасов.
К слову, последнего в игре представлено свыше 15 единиц. Жалко, что половина из них — это пистолеты (есть даже с глушителем!) Зато арбалет стал по-настоящему верным другом Себастьяна: им одним можно ронять боссов, тихо расчищать дорогу или устраивать засады на целые группы тварей.
Геймплей
Игровой процесс в The Evil Within 2 по сравнению с первой частью претерпел серьезных изменений и доработок. Во-первых, стелс теперь не является чем-то ужасным и неудобным, а напротив, представляет собой чуть ли не самый интересный элемент игры. Во-вторых, разработчики ушли от узких локаций, добавив в игру открытый мир. Впрочем данное решение нельзя назвать полностью оправданным.
Простора для маневров стало гораздо больше, благодаря чему мы можем тщательно планировать убийства противников и способ выполнения той или иной цели. Однако в этом кроется свой недостаток. Из-за больших масштабов локаций в игре теперь почти что отсутствует то чувство безвыходности, которое дарила первая The Evil Within. Игра немного ушла от хоррора на выживание к умеренному стелс-экшену, в котором в конечном итоге жертва становится охотником.
Систему укрытий и ловушек решили полностью убрать, заменив ее вышеупомянутым стелсом. В этом случае разработчики не ошиблись, так как именно эти механики были одной из главных проблем первой части. Сразу стоит заметить, что в The Evil Within 2 наконец-то добавили нормальный крафт. За найденные по мере прохождения ресурсы герой может создавать боеприпасы и аптечки, а также улучшать оружие. Причем происходит это не только в специально отведенных местах, но и в любом угодном месте, правда со штрафом к стоимости создания предмета.
Прокачка способностей Себастьяна Кастелланоса никуда не делась, но теперь она стала более гибкой. Собирая специальные очки, мы можем прокачивать персонажа в пяти различных категориях: бой, здоровье, скрытность, атлетизм и восстановление. В итоге нам дают выбор, кого именно сделать из персонажа и каким способом проходить игру.
Графика и звук
В свое время The Evil Within многие критиковали за плохую картинку. Причем претензии были даже не к качеству текстур или визуальной стилистике, а к неудобной камере и киношным черным полосам снизу и сверху экрана. У The Evil Within 2 с этим все абсолютно иначе — полос нет, а камера стала более приветливой к игроку. С технической стороны игра также сильно шагнула вперед.
В первую очередь стоит выделить качественное освещение, которое позволяет текстурам выглядеть намного лучше, чем они есть на самом деле. Если особо не приглядываться, стоя в упор перед каким-нибудь объектом, к картине вообще нет никаких претензий. Однако дизайн локаций в сиквеле уступает тому, что есть в оригинале. В первой части нас в каждом последующем уровне переносили в самые разные места, но в то же время все они представляли собой что-то особенное и крайне жуткое. В The Evil Within 2 такого не наблюдается. Большинство локаций выглядят неплохо, но до уровня оригинала не дотягивают.
Что касается монстров, то с ними все в полном порядке. Игра не стесняется преподносить нам страшных, уникальных и крайне разнообразных врагов. Даже зомби делятся на несколько категорий, серьезно отличаясь по внешнему виду. В случае с боссами все еще на уровень выше. Если первая игра включала в себя чудовищ только из американской и японской школ ужасов, то сиквел способен порадовать еще и некоторыми новыми видами монстров.
Со звуком все тоже получилось довольно неплохо. Бегая по миру игры, мы постоянно можем слышать жуткие стоны чудовищ и крики умирающих людей. Сделано это все таким образом, что в суть происходящего веришь без малейших сомнений. При этом каждый противник имеет свой собственный набор звуков, благодаря чему привыкнуть к происходящему в The Evil Within 2 ужасу очень тяжело. Каждая ситуация, которая призвана заставить нас понервничать, умело обыгрывается внутриигровой музыкой, положительно сказывающейся на общем впечатлении.