Хасан ибн Саббах (Старец Горы). Хасан ибн саббах википедия.

Малейшее отступление каралось смертью. Все было ограничено: Праздники, увеселительные охоты, обстановка домов, дорогая одежда и т.д. Таким образом, богатство стало бессмысленным.

Воины Старца Горы

Одной из самых увлекательных и запутанных тем крестовых походов является история «злобных убийц», описанных в древних хрониках и современных СМИ как безжалостные убийцы. Они якобы организовали тайный орден и подчинялись грозному Старейшине Горы, который отступил в неприступный Аламут. Их тайная атмосфера, сияние кинжала и запах гашиша создавали легенды, более странные, чем все остальные. Основываясь на научных исследованиях последних ста лет, мы попытаемся хотя бы частично приподнять завесу романтического тумана.

Появление никаританской секты (или ордена) имеет предысторию, которую можно проследить вплоть до возникновения ислама. Если рассматривать ислам как социальное явление в религиозной форме, то его главным посланием, поддержанным многочисленными искренними последователями, была идея справедливости. Согласно довольно раннему мнению, после смерти четвертого праведного халифа Али, когда к власти пришли Омейяды, справедливость в мире была попрана. Он мог быть восстановлен только в том случае, если ислам объединится вокруг истинного преемника Пророка, потомка одного из сыновей халифа Али, Хусейна.

Последователи этих взглядов стали известны как шииты. К ним присоединились многие люди, недовольные царящей в штате несправедливостью. Шиитская доктрина, сформулированная в логичной философской форме, вскоре разветвилась на различные течения и нашла широкую поддержку в крупных городах и сельских поселениях Ирака, Ирана, Сирии и Египта. Семена, посеянные шиитами, стали основной закваской для брожения социальных и национальных идей среди ремесленников и бедных крестьян этих регионов. Именно страстная пропаганда шиитов подготовила массовое движение против Омейядов в середине восьмого века. Тем не менее, Аббасиды, взошедшие на трон, стали убежденными сторонниками суннизма.

​Исмаилитский замок Самиран - Воины Старца Горы | Warspot.ru

Исмаилитский замок Самиран

В связи с возникновением и укреплением Багдадского халифата возникло движение исмаилитов, которые почитали Мухаммада, сына Измаила, как истинного наследника Пророка и седьмого имама. Преследуемые суннитскими халифами и отвергнутые шиитскими имамами, которые считали Мусу аль-Касима и его потомков истинным имамом, исмаилиты обосновались в Сирии, Йемене и Хорасане, где они проповедовали с большим рвением. Эта подпольная борьба породила концепцию скрытого имама, имя которого держалось в тайне, чтобы избежать его поимки и смерти, и учение батинов о скрытом смысле Корана. С упадком власти в Багдаде в девятом веке исмаилиты закрепились на Аравийском полуострове и завоевали Египет. Там они провозгласили свой собственный халифат, халифат Фатимидов, в 909 году.

Рай не наступил, и поэтому дробление в поисках легитимной власти продолжилось. Одним из самых важных последствий стал раскол между низарийцами и мусталийцами — последователями различных египетских наследников престола. Более радикальные низари преобладали в районах, не входивших в состав Фатимидского халифата: в горных районах Сирии, Ливана, Ирака и Ирана.

Хасан ибн Саббах

Деятельность исмаилита Да’ибн Саббаха, учителя-священника и своего рода христианского епископа, сыграла решающую роль в становлении никарагуанского государства. Он приехал из Кума в Иране, где издавна собирались «ненадежные шииты» со всего Востока. Хасан посещал медресе в Рее, где в возрасте 17 лет принял исмаилизм. Он отправился в Египет и принял участие в столкновениях между будущими низаритами и мусталитами в период с 1078 по 1081 год. Затем он отправился в Йезд, Керман, Хузистан и Ирак, где приобрел последователей и укрепил свою власть. На фоне растущих антиселюковских настроений и морального упадка главного исмаилитского форпоста в Египте Хасан ибн Сабах стал горячим проповедником воинствующей веры. Он сослался на пример Мухаммада, который боролся за истинную веру из Медины против жителей Мекки.

Переломным моментом в деятельности Ибн Сабаха и всего движения ассасинов стал захват горной крепости Аламут близ Дайлама, к югу от Каспийского моря, 9 сентября 1090 г. Этого удалось достичь благодаря внедрению агентов, выведению из строя гарнизона и терпеливому упорству лидера. Получив неприступный «плацдарм», Хасан ибн Шаба начал строить вокруг него свое государство. При этом он проявлял удивительную энергию и железную волю. Он укрепил цитадель, снабдил ее продовольствием и водой и наложил строгую дисциплину на всех, включая семью повелителя Аламута. Хасан ибн Шабах, который мастерски ориентировался в сложной паутине религиозно-этнических отношений на Ближнем Востоке и использовал политические разногласия среди сельджуков, вдохновлял антитурецкие демонстрации под знаменем исмаилизма. Вскоре он получил контроль над провинциями Рудбар и Кучистан. Аламут был осажден в начале 1092 года, но убийство великого визиря Низам аль-Мулька — первый случай убийства высокопоставленного убийцы — и смерть Мелик-шаха ввергли Сельджукский султанат в гражданскую войну, в которой никому уже не было дела до Аламута.

​Хасан ибн Саббах в представлении позднейших художников - Воины Старца Горы | Warspot.ru

Хасан ибн Саббах в изображении более поздних художников

Хасан ибн Саббах воспользовался вакуумом власти, чтобы объявить о «новом плане». Его целью было расширение своей власти путем завоевания новых опорных пунктов в горах Эльбурс и Загрос. В 1096 году исмаилиты завоевали большой замок Ламасар, второй после Аламута.

После смерти фатимидского халифа аль-Мустансира среди исмаилитов произошел крупный раскол на вышеупомянутых низаритов и мусталитов. Ибн Сабах, бесспорный лидер исмаилитов на сельджукских территориях, безоговорочно встал на сторону Низара. Смерть последнего позволила Ибн Сабаху объявить его преемника, неизвестного человека, скрытым имамом и сделать себя мстителем за смерть «преемника Пророка». Около 1105 года он открыл сирийский «филиал» низаритов в районе Алеппо.

С 1110 по 1118 год Аламут и Ламасар безуспешно осаждали превосходящие силы сельджукского султана Мухаммеда Тупара. После смерти Тупара сельджуки оказались втянуты в другой конфликт. Низары снова получили передышку, которую они использовали для дальнейшего расширения своего влияния. Хасан ибн Сабах умер в конце мая или середине июня 1124 года, оставив после себя мощное центральное государство, которое просуществовало после него почти полтора века.

Иерархия и структура

Низари были известны под разными именами: в Хорасане их называли «талимийя», в районе Аламута «батинийя» или «малахида», в Сирии «хашишийя». Чтобы избежать путаницы, далее мы будем называть их латинизированным сирийским именем «ассасины».

Убийцы действовали в соответствии с основными принципами революционной тайной организации: централизация, заговор, пропаганда. Секретность была такова, что и по сей день о многих аспектах деятельности ассасинов мы судим по свидетельствам их врагов или прохожих.

​Тамплиер встречает ассасина на ночной улице Иерусалима. Источник: Davis, G. Knights Templar. A Secret History. — Osprey, 2013 - Воины Старца Горы | Warspot.ru

Тамплиер встречает убийцу на одной из улиц Иерусалима ночью. Источник. A Secret History — Osprey, 2013.

Согласно имеющейся информации, можно предположить, что у ассасинов было семь уровней иерархии и девять степеней посвящения. В классическом варианте главой ордена был имам, который символизировал верховную власть и разрабатывал идеологию и политику через «Верховный совет». Члены совета носили титул верховного даи. Орден был разделен на двенадцать «островов», каждый из которых соответствовал определенному региону. Главой каждого подразделения был Дай аль-Джазира (Островной проповедник), которого лично назначал имам. Островному проповеднику подчинялись 30 накибов (помощников, заместителей), которые в свою очередь имели по 24 накиба для «полевой работы». Нижняя «видимая» платформа умело вела споры, чтобы показать уязвимость и слабость официального учения, и передавала тех, кто колебался в своей вере, «скрытой» платформе, которая занималась новообращенными.

Все это было полно символизма: 12 месяцев, 30 дней, 24 часа, что давало точную цифру в 8640 проповедников. Невозможно сказать, соответствовала ли реальность идеалу. Кроме того, существовала «боевая группа», которая находилась на самом низком уровне — федаины, знаменитые террористы-убийцы, распространявшие террор по всему Востоку.

Он был более искусен в придворных интригах и убедил султана отправить Хасана в изгнание. Неудавшийся придворный отправился в Египет, где присоединился к исмаилитам и вскоре основал секту убийц.

Хасан ибн Саббах (Старец Горы)

Хасан ибн Саббах, Хасан ас-Саббах, Хасан-и Саббах 1 (перс. حسن حصباح, араб. حسن الصباح; середина 1050-х — 23. май 1124, Аламут), которого его последователи называли Сайид-на («Наш господин»), был видным деятелем исмаилитов (шиитская ветвь ислама), основателем государства низаритов (известных как хашиш или ассасины).

Источники

Основной источник информации о жизни Хасана ибн Сабаха — низаритское сочинение «Саргузашт-и Сайидн» («История нашего господина») — не сохранилось, но широко использовалось в трудах персидских историков XIII и XIV вв. Оно не сохранилось, но широко использовалось в трудах персидских историков XIII и XIV вв. О ранних годах жизни Хасана известно немного; его деятельность в качестве правителя Аламута лучше документирована. Изложение или выдержки из его трудов можно найти в «Книге религий и ересей» ересиолога аш-Шахрастани (двенадцатый век)2 .

Али ибн Мухаммад ибн Джафар ас-Саббах аль-Химьяри, отец Хасана, происходил от доисламских химьярских правителей Йемена, согласно Рашид ад-Дину; из деревни близ Туса в Хорасане, согласно Мирхонду. Источники дают противоречивые сведения о месте рождения Хасана. Э. Браун, В.А. Иванов, Л.В. Строева на основании рассказов Джувейни считают, что он родился в Рее, М. Ходжсон, И.П. Петрушевский и Ф. Дафтари — в Куме, куда Али ас-Саббах эмигрировал из Куфы.

Хасан ибн Сабах родился около 1055 года в Куме, городе к юго-западу от Тегерана в Персии, в шиитской семье. Вскоре семья была вынуждена переехать и поселиться в городе Рей, месте, где исмаилиты да’иш проповедовали с девятого века. С семи лет Хасан интересовался теологией и, как и его отец, строго следовал шиитским учениям до семнадцати лет. Однако однажды судьба свела Хасана с учителем по имени Амира Дараб, который познакомил его с учением исмаилитов. Сначала Хасан не принял учения исмаилитов, так как считал их своего рода «философией» и ставил их гораздо ниже религиозных учений мусульман-шиитов. Однако со временем, из уважения к личности Амира Дарраба, он попытался глубже вникнуть в его учение. Однажды Хасан заболел настолько, что пообещал в случае выздоровления перейти в исмаилизм, в который никто не верил, включая его самого. Случилось чудо — Хасан выздоровел. Он не нарушил своего слова. В мае или июне 1072 года ‘Абд ал-Малик ибн ‘Атташ, глава общины исмаилитов в западной Персии и Ираке, посетил Рей. Здесь он встретил Хасана, который произвел на него большое впечатление. Ибн Атташ возвел его в ранг проповедника даи и приказал ему отправиться в Египет, чтобы предстать перед двором халифа. Хасан не смог выполнить его приказ достаточно быстро, и не так, как предполагал Ибн Атташ.

В медресе у Хасана было два друга. Один из них, более серьезный, чем его возраст, был Низам аль-Мульк; другой, веселый и смешливый молодой человек, был Омар Кайам. Более подробно об отношениях между друзьями мы можем узнать из книги Низам аль-Мулька, который впоследствии стал могущественным визирем сельджукского султана Малик-шаха, хотя есть сомнения в ее подлинности. Книга называется «Васаят», «Завет», и фактически является пособием для будущих государственных деятелей. Низам пишет, что он, Хасан ибн Сабах и поэт Омар Хайям вместе учились у имама Мувафака, и трое друзей поклялись, что тот из них, кто первым достигнет славы и известности, будет помогать остальным. Низаму повезло, и Омар Хайям не замедлил явиться в суд, чтобы напомнить своему другу о его клятве. И он сохранил его. Омар получал стипендию, которая позволила будущему великому поэту и математику размышлять и заниматься исследованиями. Он предложил Хасану высокую должность при дворе. Но вскоре амбициозный Хасан начал подрывать Низама, чтобы занять его место. Когда Низам узнал о предательстве своего друга, он также начал строить заговоры против Хасана и преуспел в его дискредитации. Хасан был вынужден спешно покинуть столицу и бежать в Египет, так как затаил обиду на своего друга и жаждал мести. Хотя это описание очень реалистично, оно вызвало некоторые сомнения у исследователей истории, поскольку между предполагаемыми друзьями не существует никакой переписки в тот период.

Учение

Учение Хасана ибн Саббаха известно как Да’ват-и Джадид (Новый призыв).

В 1081 году, после возвращения Хасана из Египта, начался новый этап деятельности. Ему уже было около 27 лет. Более 10 лет он присоединялся к исмаилитам, посещал Сирию и Египет и преодолел тысячи километров вглубь страны. Эпоха накопления политических и религиозных знаний закончилась. Началась эра активной политической и пропагандистской деятельности. Уже тогда его деятельность и связи с исмаилитами были известны сельджукским властям, и они разыскали его. Он был вынужден скрываться в Исфахане. Политическая цель Хасана ибн Сабаха была сформулирована им самим очень четко: уничтожить политическую власть сельджуков, «перевернуть все государство вверх дном», освободить народ Ирана и его территорию от их власти. Это было главной целью исмаилитов. Политические и социальные лозунги также встречаются в религиозном учении Хасана ибн Сабаха, которое позже стало известно как «Дават-и Джадид». Учение Хасана ибн Саббаха не содержало никаких новых религиозных положений и не было реформой фатимидского исмаилизма. Дават-и Джадид не упоминает бати и его важнейшую часть — хакаик, которая включает в себя космогонию, философию эманаций, сопоставление макрокосма и микрокосма, пророческие циклы и так далее. Сам Хасан не мог полностью игнорировать учение Фатимаидов. Отличие «Дават-и джадид» от старого фатимидского исмаилизма в том, что Хасан ибн Сабах перенял из этого учения (наиболее сложного в своей философской части) только учение об имаме, простое по своей сути и вполне доступное для любого неподготовленного слушателя и последователя. В ожесточенной вооруженной борьбе, которую исмаилиты вели в Иране, они не ожидали и не просили помощи у Фатимидов. Со своей стороны, Фатимиды не вмешивались в борьбу в Иране. Завоевание Аламута (1090) положило начало существованию независимого государства в Иране, не подчинявшегося ни сельджукам, ни Фатимидам. Место, назначенное Хасаном ибн Саббахом, приняло и продвигало Дават-и Джадид. Доктрина передавала убежденность в том, что только исмаилиты находятся на правильном пути, и вселяла уверенность в их превосходстве над врагом, что способствовало укреплению единства.

Он был более искусен в придворных интригах и убедил султана отправить Хасана в изгнание. Неудавшийся придворный отправился в Египет, где присоединился к исмаилитам и вскоре основал секту убийц.

Массовая вербовка агентов

Главной задачей спецслужб было запугивание противника и устранение стратегических фигур — что-то вроде современного терроризма. Во-первых, Самба позаботился о том, чтобы была создана разведывательная служба для сбора информации. В тот момент было полезно иметь сеть проповедников, которые уже были адаптированы к приграничным районам и большим городам. Пришло время создать сеть агентов, приближенных к высшим эшелонам власти — чиновников и советников монархов, королей и султанов в Европе и Азии — и собирать достоверную информацию.

Ассасины (или Хашашины) были одними из первых в военной истории, кто начал массово вербовать собственных агентов по всему миру. Кстати, этот термин для обозначения спецназа Ибн Сабаха был введен во времена крестовых походов. Слово «ассасин» (от арабского al-khashashun, hashishaya) означает «потребитель гашиша», но использовалось для описания «сброда, низших классов». Другие утверждают, что это слово может происходить от арабского слова hassaniyun, означающего хассаниты, последователи Хасана. Самого Шаба европейцы часто называли «старцем горы».

Обложка игры Assassin

Обложка игры Assassin’s Creed. Фото.

Люди горных крепостей

Исмаилит, который поступил на службу в разведывательное подразделение, считает, что это большая честь. Обучение кадетов продолжалось до 20 лет. Из 200 человек от пяти до десяти «стажеров» проходили в финальный раунд. Обучение включало в себя изучение языков — латинского, греческого, итальянского и сарацинского. Будущих «мстителей» учили распознавать яды, тренировали терпение и силу воли (мужчины должны были сидеть на крепостной стене спиной к стене в любую погоду в течение определенного времени и выслушивать оскорбления и насмешки старших мужчин). Во время ежедневных, изнурительных физических упражнений «кадеты» учились пользоваться всеми видами оружия и драться голыми руками. Они были специально обучены искусству пародирования. Бойцов обучали использовать все виды оружия и боевых средств голыми руками, делая упор на мимикрию.

Ученики и подмастерья Хасана ибн Сабаха вселяли страх в сердца крестоносцев, Ричарда Львиное Сердце и его рыцарей, других монархов и их приближенных. Вся структура «невидимого фронта» была основана на строгой дисциплине и беспрекословном повиновении хозяину. Верность убийцам отражена в европейской культуре мест: в признании любовнику уличный певец говорил: «Ты больше мой, чем старик с горы своим убийцам, которые убивают его смертельных врагов».

О тайном военном искусстве «карателей» ходит гораздо больше слухов и легенд, чем документальных свидетельств. Среди них гашиш, которым Великий Старец якобы накачивал своих учеников, и обещание райского блаженства после его героической смерти. Но строгая дисциплина, суровые тренировки, преданность и мужество специальных агентов по отношению к своему наставнику — все это было настоящим.

Только смерть Конрада могла утолить гнев Старейшины гор. Самое странное, что сам старейшина? рассказал всю историю в письме, которое он написал герцогу Австрии.

Настоящий средневековый спецназ

Орден уделял большое внимание физической подготовке ассасинов. Они использовали множество видов оружия и сражались врукопашную. Благодаря длительным тренировкам они могли стоять в вертикальном положении в течение нескольких часов. Их также обучали искусству маскировки и актерскому мастерству. Каждый воин-ассасин также обучался в определенной области. Он изучал местный язык, типичные обычаи, историю и культуру того места, где ему предстояло выполнять свою миссию. Конечно, миссия заключалась в устранении человека, который не пользовался популярностью у Хасана ибн Шаба. Если убийца не мог выполнить задание или был обнаружен, он должен был покончить с собой. Бойцы-смертники глотали яд или перерезали себе вены.

Также были рассмотрены методы вербовки шпионов в различных социальных классах и странах. Средневековый спецназ» не только собирал информацию о врагах самого никарагуанского государства, но и вербовал других. В процессе вербовки человек узнает, что ему была дана миссия свыше и что он пришел в этот мир только для того, чтобы ее выполнить. Агенты, завербованные со всего мира, собирали информацию о неверующих, используя уникальные методы разведки. Затем они передавали его по цепочке, пока не достигали «старейшины горы».

Структура Ордена ассасинов была подчинена строгому порядку. Самый низкий уровень ордена составляли фидаины — палачи. Если фидаин проваливал задание, его повышали до рафика, более высокого ранга. Затем появились даи, проповедники, которые подчинялись только «горному старейшине». Однако современники мало что знали об ордене ассасинов. Они намеренно окутывали себя тайной и были, так сказать, отцами теорий заговора.

Государство исмаилитов-низаритов продолжалось до 1256 года, когда были захвачены две важнейшие крепости — Маймундиз и Аламут — и убит последний «старейшина горы» Рук ад-Дин Хуршах. Но дело ассасинов продолжало жить. Прямой потомок Рук ад-Дина Хуршаха дожил до наших дней и возглавил исмаилитов в 1957 году.

Он стремился стать верховным лидером. Тогда Хасан решил создать свою собственную организацию, чтобы навязывать только свою волю. В качестве плацдарма он выбрал горную крепость Аламут, расположенную в горах Эльбруса у Каспийского моря.

Практика такыйя

Оно проповедовало принцип, что хотя внешне человек должен следовать взглядам Общества, в действительности он должен проявлять абсолютное доверие и послушание лидеру Общества.

Убийство Конрада в столь важный период истории государства крестоносцев в Палестине и Малой Азии может быть воспринято как ссылка на ассасинов.

Публичное убийство одного из лидеров крестоносцев оставило неизгладимое впечатление на его современников.

В раннем Средневековье заговоры, в которых влиятельные люди умирали от яда или предательства на поле боя, были обычным делом.

Ассасины

Но открытое убийство, возведенное в политический принцип, было отличительной чертой наемных убийц.

Осведомленные люди при дворах того времени отнюдь не были привержены средневековым предрассудкам, а предпочитали объяснять все вполне рационально.

В то время как полуграмотные крестоносцы боялись силы Старика из суеверия, немецкий летописец объяснил историю убийства Конрада в терминах, которые вполне понятны нам.

Ассасины

Кажется, что Конрад захватил торговый корабль исмаилитов. Их лидер, Старейшина гор, дважды требовал вернуть корабль и его груз.

Когда камердинер из Тира, Бернар дю Тампль, рассказал Конраду о корабле с богатым грузом, тот заверил его, что может завладеть им так, что «никто никогда не узнает».

Затем, добавляет летописец, «однажды ночью он приказал утопить моряков в море» и обвинил в этом убийстве одного из многочисленных мелких владык палестинских территорий.

Ассасины

Только смерть Конрада могла утолить гнев Старейшины гор. Самое странное, что сам старейшина? рассказал всю историю в письме, которое он написал герцогу Австрии.

Пока неизвестно, как именно Хасан достиг этой невероятной, можно сказать, абсолютной преданности.

В период своего расцвета этот халифат охватывал Северную Африку, Египет, Сирию, Сицилию, Йемен и священные для мусульман города Мекку и Медину. Однако к середине XI века власть фатимидских халифов пошатнулась.

Учение

Учение Хасана ас-Саббаха известно как Да’ват-и Джадид («Новый призыв»).

  1. ↑ ^ 1 2 3 4 5 6 7 8 Encyclopædia Iranica (English) / N. Sims-Williams, A. Ashraf, H. Borjian, M. Ashtiany — USA: Columbia University, 1982 — ISSN 2330-4804.
  2. ↑ ^ аш-Шахрастани. Книга о религиях и ересях (Китаб ал-милал ва-нихал), часть 1: Ислам / перевод с арабского, введение и комментарии С. М. Прозорова. Автор: А. Б. Халидов — Главный редактор: А. Б. Халидов. М.: Наука, ГСРВЛ, 1984. 171-173. — 272 с. — (Памятники письменности на Востоке). — 5000 экземпляров.
  3. ↑ ^ Строева Л.В. Государство исмаилитов в Иране в XI-XIII вв. 35.
  4. ↑ ^ Французов С. А. Миф об убийцах и историческая реальность // Звезда — 2008 — № 11 .
  5. ↑ ^ Ходжсон М. Орден ассасинов — С. 58.
  6. ↑ ^ 1 2 Строева Л.В. Государство исмаилитов в Иране в XI-XIII вв. — С. 40.
  7. к содержанию ↑ Питер Малкольм Холт. Эпоха крестовых походов: Ближний Восток с XI века по 1517 год.(На английском языке.)Лонгман, 1986.
  8. ↑^ Дафтари 2007, с. 313.

Литература

  • Дафтари Ф. Краткая история исмаилизма: Традиции мусульманской общины / Перевод с английского Л.Р. Додихудоева, Л.Н. Додихудоева. — М.: ООО «Издательство АСТ» : «Ладомир», 2004 — 4000 экз — ISBN 5-17-021160-0.
  • Петрушевский, И. П. Ислам в Иране в VII-XV веках (цикл лекций) / ответственный редактор проф. В.И. Беляев — М.: Издательство Ленинградского университета, 1966 — 400 с. — 2320 экз.
  • Строева Л.В. Государство исмаилитов в Иране в XI-XIII вв. — Москва: Наука, ГВЛ, 1978 — 276 с. — 2400 экземпляров.
  • Ходжсон М. Орден ассасинов / Перевод с английского С. В. Иванов — Москва: Вече, Евразия, 2006 — 464 с. — (Тайные общества, ордена и секты) — 3000 экземпляров — ISBN 5-9533-1341-1.
  • Daftary F. Ḥasan Ṣabbāḥ.(На английском языке.). Encyclopædia Iranica (15 декабря 2003). Дата доступа: 23 сентября 2010 года.Архивировано 24 августа 2011 года.

320 ms 29.1% MediaWiki\Extension\Scribunto\Engines\LuaSandbox\LuaSandboxCallback::getEntity 220 ms 20.0% ? 100 ms 9.1% MediaWiki\Extension\Scribunto\Engines\LuaSandbox\LuaSandboxCallback::getEntityStatements 100 ms 9.1% type 80 ms 7.3% MediaWiki\Extension\Scribunto\Engines\LuaSandbox\LuaSandboxCallback::getSiteLinkPageName 60 ms 5.5% MediaWiki\Extension\Scribunto\Engines\LuaSandbox\LuaSandboxCallback::getAllExpandedArguments 40 ms 3.6% pairs 40 ms 3.6% MediaWiki\Extension\Scribunto\Engines\LuaSandbox\LuaSandboxCallback::callParserFunction 40 ms 3.6% MediaWiki\Extension\Scribunto\Engines\LuaSandbox\LuaSandboxCallback::match 40 ms 3.6% others 60 ms 5.5% Number of Wikibase entities loaded: 22/400 —>

Как глава государства, Хасан аль-Сабах пользовался неограниченной политической и духовной властью. Доктрина Дват — и — Джад Ид, свободная от сложных философских построений исмаилитской доктрины и понятная людям всех классов, стала официальной религией его последователей.

Создание государства

В 1090 году исмаилиты, используя тайные методы, заняли неприступную крепость в долине Аламут, которая находится между Иранским плато и побережьем Каспийского моря (к северо-востоку от города Казвин). Почва для захвата была подготовлена исмаилитским проповедником Хусейном Каини, который обратил в свою веру многих жителей Аламута. Сельджукский командир крепости, Алави Махди, действовал осторожно. Сначала он объявил себя согласным с исмаилизмом, затем изгнал исмаилитов из крепости, а позже впустил их обратно. К этому времени никто не повиновался его приказам. Сам Хасан, войдя в крепость 4 сентября, написал берат (обещание) на три тысячи золотых динаров коменданту и отпустил его. Эмир Юрун-Таш, правитель Аламута, попытался вновь захватить крепость, но исмаилитам удалось удержать ее после упорной осады. В феврале-марте 1092 года султан Мелик-шах направил войска эмира Арслан-Таша против Аш-Сабаха и его сторонников, которые в июне-июле осадили Аламут. В форте было не более 60-70 человек и мало продовольствия. Хасан был вынужден обратиться за помощью к своим сторонникам в Казвине, которые с отрядом в 300 человек внезапно напали на осаждавших и изгнали их в сентябре и октябре.

В 1091/1092 годах восстание исмаилитов в Кушистане было успешным, и со временем в их руки попали города Каин, Тун, Турсиз, Заузан, Табас, Хур, Хусп и другие. Завоевав сельджукские города и крепости, ас-Саббах назначил их кутвалами (регентами) своих последователей; ряд налогов, пошлин и тягот, введенных в государстве сельджуков, был отменен. Гулам султана, Кзыл Саруг, осадил крепость Дару, но прекратил военные действия из-за смерти Мелик-шаха (ноябрь 1092 года). В 1099/1100 году тайный сторонник Хасана Райш Музаффар Мустуфи подарил ему крепость Гирдух близ Дамгана.

Ас-Саббах требовал от своих последователей абсолютного аскетизма, и сам следовал этому образу жизни. В секте был введен строгий и авторитарный порядок. Как подозреваемый в нарушении закона, ас-Саббах даже казнил одного из своих сыновей.

Хасан умер в 1124 году; его преемником был Кийа Бузург-Умид. После его смерти государство ас-Саббах просуществовало еще 132 года.

Учение

Учение Хасана ас-Саббаха известно как Да’ват-и Джадид («Новый призыв»).

  1. ↑ ^ 1 2 3 4 5 6 7 8 Encyclopædia Iranica (English) / N. Sims-Williams, A. Ashraf, H. Borjian, M. Ashtiany — USA: Columbia University, 1982 — ISSN 2330-4804.
  2. ↑ ^ аш-Шахрастани. Книга о религиях и ересях (Китаб ал-милал ва-нихал), часть 1: Ислам / перевод с арабского, введение и комментарии С. М. Прозорова. Автор: А. Б. Халидов — Главный редактор: А. Б. Халидов. М.: Наука, ГСРВЛ, 1984. 171-173. — 272 с. — (Памятники письменности на Востоке). — 5000 экземпляров.
  3. ↑ ^ Строева Л.В. Государство исмаилитов в Иране в XI-XIII вв. 35.
  4. ↑ ^ Французов С. А. Миф об убийцах и историческая реальность // Звезда — 2008 — № 11 .
  5. ↑ ^ Ходжсон М. Орден ассасинов — С. 58.
  6. ↑ ^ 1 2 Строева Л.В. Государство исмаилитов в Иране в XI-XIII вв. — С. 40.
  7. к содержанию ↑ Питер Малкольм Холт. Эпоха крестовых походов: Ближний Восток с XI века по 1517 год.(На английском языке.)Лонгман, 1986.
  8. ↑^ Дафтари 2007, с. 313.

Литература

  • Дафтари Ф. Краткая история исмаилизма: Традиции мусульманской общины / Перевод с английского Л.Р. Додихудоева, Л.Н. Додихудоева. — М.: ООО «Издательство АСТ» : «Ладомир», 2004 — 4000 экз — ISBN 5-17-021160-0.
  • Петрушевский, И. П. Ислам в Иране в VII-XV веках (цикл лекций) / ответственный редактор проф. В.И. Беляев — М.: Издательство Ленинградского университета, 1966 — 400 с. — 2320 экз.
  • Строева Л.В. Государство исмаилитов в Иране в XI-XIII вв. — Москва: Наука, ГВЛ, 1978 — 276 с. — 2400 экземпляров.
  • Ходжсон М. Орден ассасинов / Перевод с английского С. В. Иванов — Москва: Вече, Евразия, 2006 — 464 с. — (Тайные общества, ордена и секты) — 3000 экземпляров — ISBN 5-9533-1341-1.
  • Daftary F. Ḥasan Ṣabbāḥ.(На английском языке.). Encyclopædia Iranica (15 декабря 2003). Дата доступа: 23 сентября 2010 года.Архивировано 24 августа 2011 года.

320 ms 29.1% MediaWiki\Extension\Scribunto\Engines\LuaSandbox\LuaSandboxCallback::getEntity 220 ms 20.0% ? 100 ms 9.1% MediaWiki\Extension\Scribunto\Engines\LuaSandbox\LuaSandboxCallback::getEntityStatements 100 ms 9.1% type 80 ms 7.3% MediaWiki\Extension\Scribunto\Engines\LuaSandbox\LuaSandboxCallback::getSiteLinkPageName 60 ms 5.5% MediaWiki\Extension\Scribunto\Engines\LuaSandbox\LuaSandboxCallback::getAllExpandedArguments 40 ms 3.6% pairs 40 ms 3.6% MediaWiki\Extension\Scribunto\Engines\LuaSandbox\LuaSandboxCallback::callParserFunction 40 ms 3.6% MediaWiki\Extension\Scribunto\Engines\LuaSandbox\LuaSandboxCallback::match 40 ms 3.6% others 60 ms 5.5% Number of Wikibase entities loaded: 22/400 —>

Оцените статью
M-Game