Если в первой книге мы, по большей части, имели дело с перестрелками, то здесь нам предстоит столкнуться с предательством и попытками понять природу человека.
Дмитрий Глуховский — Метро 2033
Окончательное издание трилогии. «Метро» Дмитрия Глуховского переведено на 37 языков мира и издано двухмиллионным тиражом. Третья мировая стерла человечество с лица Земли. Планета опустела. Мегаполисы обращены в прах и пепел. Железные дороги ржавеют. Спутники одиноко болтаются на орбите. Радио молчит на всех частотах. Выжили только те, кто, услышав сирены тревоги, успел добежать до дверей московского метро. Там, на глубине в десятки метров, на станциях и в туннелях, люди пытаются переждать конец света. Там они создали новый мирок вместо потерянного огромного мира. Они цепляются за жизнь изо всех сил и отказываются сдаваться. Они мечтают вернуться наверх — однажды, когда радиационный фон от ядерных бомбардировок спадет. И не оставляют надежды найти других выживших. Перед вами — наиболее полное коллекционное издание трилогии «Метро». Впервые «Метро 2033», «Метро 2034», «Метро 2035» и новелла «Евангелие от Артема» выходят под одной обложкой. Дмитрий Глуховский ставит точку в саге.
На поверхности хозяйничают животные, мутировавшие под воздействием радиации, но сумевшие выжить и теперь представляющие собой кровожадных монстров, стремящихся поживиться всеми, кто осмелиться выйти наружу, мало того они пытаются проникнуть и внутрь, хотя внутри – глубоко под землёй – в метро и без них хватает всякой нежити.
Но и с людьми не все так просто – они поделились по разным направлениям – на одной ветке живут нацболы-фашисты, красная, конечно же, принадлежит коммунистам…, казалось бы, мир уже разрушен, но неугомонные люди, вместо того, чтобы объединиться и, помогая друг другу, попытаться выжить, и в метро продолжают устраивать кровопролитные войны и конфликты…
«Когда-то давно Московское метро замышлялось как гигантское бомбоубежище, способное спасти десятки тысяч жизней. Мир стоял на пороге гибели, но тогда ее удалось отсрочить. Дорога, по которой идет человечество, вьется, как спираль, и однажды оно снова окажется на краю пропасти. Когда мир будет рушиться, метро окажется последним пристанищем человека перед тем, как оно канет в ничто»
Награды
На европейском литературном конкурсе «Еврокон» роман назван «Лучшим дебютом» 2007 года
Окончательный же вывод о романе таков: он ни очень уж хорош сам по себе, ни откровенно плох. Автор создал его, то ли точно вычислив целевую аудиторию — любителей компьютерных игр в жанре «шутер» и «квест» в возрасте от 12 до 25 лет — то ли угодил в неё случайно, создавая текст «под себя». Это не упрек Автору — констатация факта. В компьютерных играх персонажам не свойственно задаваться вопросами «почему?» и «для чего?» — в них даже «зачем?» даётся вводной: ставится задача, иди — исполняй!
В этой статье я рассмотрел все 3 книги вселенной, постаравшись обойтись без спойлеров для тех, кто ещё не успел ознакомиться с глубоко продуманной послевоенной жизнью Московского метро. Последний абзац каждого обзора – это моё личное мнение о каждой конкретной книге серии. А вы поделитесь своими впечатлениями в комментариях.
Содержание
Книга повествует о людях, оставшихся в живых после ядерной войны. Почти всё действие разворачивается в московском метрополитене, где на станциях и переходах живут люди. Благодаря оперативным действиям служб гражданской обороны, метрополитен удалось оградить от радиации — почти на всех станциях были закрыты гермоворота, а в вентиляционных системах были активированы противорадиационные фильтры. Действуют также фильтры для воды. Судя по всему, в момент гибели Москвы, в метро смогло укрыться около 70 000 человек. По прошествии двадцати лет после ядерной войны, в метро обитает порядка 50 000 человек. При этом лишь половина станций обитаема — часть станций заброшена, часть изолирована обрушением тоннелей, часть сгорела. Некоторые станции захвачены существами с поверхности.
Живущие в метро питаются тем, что смогли вырастить в тоннелях — в основном это не требующие света грибы. Также на некоторых станциях выращиваются свиньи. Ряд станций обеспечивается электричеством от генераторов различного типа, однако, в силу их малой мощности, на станциях зачастую действует только маломощное аварийное освещение. Большинство предметов быта (исключая изначально находившиеся в метро) а также оружие, медикаменты, топливо и т.п. добывается многочисленными сталкерами, периодически поднимающимися в полуразрушенный город. В подземном мире действует торговля — универсальной валютой являются патроны.
Группировки
Вскоре после ядерной войны централизованная система метрополитена распалась. Станции стали существовать по отдельности. Станции объединялись вокруг идей, религий, фильтров для воды и т.п. На момент описываемых в книге событий, наиболее крупными группировками Московского метро являются следующие:
- Полис — культурная и духовная столица метрополитена, в её сохранности заинтересованы все обитатели метро. Здесь сформировалось своеобразное кастовое общество. Главные касты — хранители («брамины»), собирающие книги и работающие с ними, а также военные («кшатрии»), образовавшиеся из-за эвакуациии в метро расположенных рядом РГБ и Генштаба. Представители этих двух каст образуют Совет Полиса, однако отношения между ними напряжённые. Помимо них существуют купцы и слуги. Принадлежность к касте неизменна в течение жизни, однако не наследуется, а выбирается самим человеком по достижении 18 лет. Расположена на четырех станциях: Библиотека имени Ленина, Арбатская, Александровский сад и Боровицкая. Второе по богатству, после Ганзы, сообщество в метро.
— Да, чудесное место — Полис, да только как теперь туда пробраться? К тому же, я слышал, что в Совете теперь власть опять перешла к военным… — В каком Совете? — приподнял брови Артём. — Ну как же? Полис управляется Советом, из самых авторитетных людей. А там, знаете, самые авторитетные люди — либо библиотекари, либо военные. Ну уж про Библиотеку вы точно знаете, рассказывать смысла не имеет, но вот другой вход Полиса когда-то находился прямо в здании Министерства Обороны, насколько я помню, или, во всяком случае, оно было где-то рядом, и часть генералитета успела тогда эвакуироваться. В самом начале захватили всю власть, Полисом довольно долго правила этакая, знаете, хунта. Но людям отчего-то не очень по нраву пришлось их правление, беспорядки были, довольно кровопролитные, но это ещё давно, задолго до войны с красными. Тогда они пошли на уступки, был создан этот самый Совет. И так получилось, что в нём образовалось две фракции — библиотекари и военные. Странное, конечно, сочетание, знаете, военные вряд ли много живых библиотекарей в своей прежней жизни встречали. А тут так уж сложилось. И между этими фракциями вечная грызня, само собой разумеется, то одни берут верх, то другие. Когда война шла с красными, оборона была важнее, чем культура, и у военных был перевес. Началась мирная жизнь — опять к библиотекарям силы вернулись. И так у них, понимаете, всё время, как маятник. Сейчас вот, довелось слышать, у военных позиции крепче, и там опять дисциплину наводят, знаете, комендантский час, ну и прочие радости жизни, — тихо улыбнулся Михаил Порфирьевич. — И в конце-концов, пройти туда теперь не проще, чем до Изумрудного Города добраться… Это мы так Университет между собой называем, и те станции, что с ним рядом, в шутку…
Основная сюжетная линия
Главный герой книги — Артём (молодой человек 24 лет) — живёт на станции ВДНХ, страдающей от нашествия так называемых «чёрных» (людей-мутантов), идущих со стороны Ботанического Сада. На их станцию приходит загадочный человек — Хантер, который берётся разобраться с этой ситуацией. В личном разговоре Артём рассказывает ему, как лет в 10 он с друзьями случайно открыл гермозатвор, отделяющий станцию Ботанический сад от эскалаторов, ведущих на поверхность. Перед походом к станции Хантер берёт с него обещание добраться до Полиса, разыскать там некого Мельника и передать тому запаянную гильзу с посланием, если сам он не вернётся через сутки.
Спустя сутки после того, как Хантер должен был вернуться, друг Артёма — Женька — сообщает ему, что он в составе группы собирается на Рижскую, так как решается вопрос об объединении этой станции с ВДНХ, а также для прокладки телефонного кабеля до этой станции. Артём присоединяется к нему. На перегоне между Алексеевской и Рижской с участниками экспедиции начинают происходить странные вещи — некоторые теряют сознание, другие впадают в ступор. При этом в отличие от остальных Артём слышит оглушающий шум из труб. Группа с трудом выбирается из опасного участка тоннеля и наконец добирается до Рижской. Там к нему подходит некто Бурбон — челнок, который просит Артёма провести его до Сухаревской, утверждая, что туннель от Проспекта Мира до Сухаревской «нехороший» и полагаясь на необычную «устойчивость» Артёма.
Артем доходит до Проспекта Мира вместе с Бурбоном.
По пути от Проспекта Мира Бурбон гибнет загадочной смертью. Артёма, который решил тащить тело Бурбона до станции, подбирает некто Хан. С Сухаревской Хан с Артёмом вместе не несколькими другими людьми идут в сторону Китай-города. На Тургеневской Хан чувствует, что в туннеле впереди опасность и говорит, что надо идти по параллельному тоннелю, но большая часть отряда, не поверив ему, уходит дальше и погибает. До Китай-города доходят, едва успев уйти от движущейся за ними аномалии в тоннеле, лишь наши двое и Туз, член того отряда. На Китай-городе Артём теряет из виду своих спутников из-за нападения, в результате которого он вынужден бежать в сторону Кузнецкого моста. По пути он знакомится с Михаилом Порфирьевичем и его внуком Ванечкой, страдающим аутизмом. Переночевать на Кузнецком мосту им не удаётся, Михаил Порфирьевич в беседе с Артёмом проговорился и за ним охотятся красные. Троица бежит в сторону Тверской, которую захватили фашисты. Артёма и Михаила охрана пропускает, а Ванечку убивает офицер фашистов. Артём не выдерживает и убивает офицера.
Его хватают и приговаривают к смертной казни через повешение, но в самый последний момент его спасает отряд троцкистов. Они высаживают его на Павелецкой и уезжают. Тут Артём понимает, что остался без документов, а из вещей у него только автомат и фонарь. Он знакомится с Марком, который предлагает способ попасть на территорию Ганзы — в переходе начальник Павелецкой-кольцевой устраивает крысиные бега. Марк договаривается с ним, что если его крыса выиграет, то они с Артёмом получают визы, в противном случае год чистят туалеты. Их крыса благополучно проигрывает. Обоих хватают и ведут на место работы. На пятый день работы Артём сбегает и попадает на Серпуховскую, где его подбирает Тимофей, свидетель Иеговы. Он отводит его в «Сторожевую Башню» — поезд в перегоне Серпуховская-Тульская. Затем Артём уходит оттуда и приходит на заброшенную станцию Полянка, где встречает двоих путников. После разговора Артём преодолевает последний перегон, отделяющий его от Полиса.
Но основная опасность исходит не от мутантов. С течением времени, станции объединились в группы с разными взглядами на религию и политику и, естественно, начали вести непрекращающиеся войны. Кроме того, патроны стали единственной ценящейся валютой.
Метро 2034
Вторая книга вселенной вышла спустя 4 года после выхода первого, оригинального издания. В отличие от традиционных сиквелов, в «Метро 2034» Дмитрий Глуховский не стал продолжать историю Артёма, а запустил новую сюжетную линию. Естественно, повествование по-прежнему развивается в послевоенном Московском метро, и происходит примерно в одной временной линии с событиями первой части.
Завязка сюжета не сильно отличается от «Метро 2033». На этот раз станция «Севастопольская» страдает от нападения мутантов и вынуждена ежедневно обороняться. Один из ключевых персонажей – Хантер, которого мы уже встречали в первой части, в составе небольшой группы отправляется на разведку в тоннели после того, как караван, идущий на станцию, бесследно пропал. В процессе разведки, при загадочных обстоятельствах, Хантер закрывает гермоворота, отрезая «Севастопольскую» от остального метро. С этого момента начинается долгое путешествие группы героев по тоннелям, на протяжении которого к ним присоединится девушка Саша – один из основных героев книги.
Заслуживающий отдельного внимания персонаж «Метро 2034» — Гомер – житель «Севастопольской» и один из членов группы. Он выступает в роли летописца, мечтающего собрать как можно больше информации и записать историю всего метро. На момент событий он решает написать роман, в котором рассказать о своём отношении ко всему произошедшему и записать свои воспоминания о прошлом, которого ему не хватает.
Если в первой книге мы, по большей части, имели дело с перестрелками, то здесь нам предстоит столкнуться с предательством и попытками понять природу человека.
В отличие от «Метро 2033», сиквел стал более серьёзным и, в какой-то степени, философским. Отойдя от концепции «боевика», Глуховский решил поэкспериментировать с анализом человеческого поведения и философией. Из-за этого книга стала более тяжёлой и менее динамичной. При этом, автор упустил главное – у романа должен быть понятный и полноценный сюжет, который захватит читателя и проведёт его от начала до конца, как это было в «Метро 2033». Как такового сюжета в книге не наблюдается – мы, скорее, имеем дело с набором событий и персонажей, связанных между собой лишь временем.
Цитата: «Душа ведь не бывает черной от рождения. Сначала она прозрачная, а темнеет постепенно, пятнышко за пятнышком, каждый раз, когда ты прощаешь себе зло, находишь ему оправдание, говоришь, что это всего лишь игра. Но в какой-то момент черного становится больше»
Метро 2035
Третья книга цикла, написанного самим Глуховским возвращает нас к истории Артёма, а также объединяет героев двух первых частей в одну сюжетную линию. Повествование начинается спустя 2 года после событий первой книги и рассказывает нам историю о том, как Артём, мучимый угрызениями совести за свою войну с «чёрными» из первой книги, пытается выйти на связь с выжившими вне Московского метро. Каждый день он поднимается на поверхность с радиостанцией и пытается поймать сигнал, который, как ему кажется, он слышал два года назад. Никто не понимает его одержимости и стремления отыскать других людей, даже ставшая его женой дочь Мельника – Аня.
В один из дней на «ВДНХ» в поисках Артёма приходит Гомер – один из героев «Метро 2034», желая записать в историю события борьбы с «чёрными». Узнав о попытках Артёма поймать радиосигнал, Гомер рассказывает о некоем радисте с «Театральной», который наладил радиосвязь с далёким северным городом. Одержимый своей идеей Артём обещает рассказать историю про борьбу с «чёрными», если летописец поможет ему найти этого радиста.
С этого начинаются новые похождения Артёма по тоннелям и станциям, только на этот раз его цель – найти доказательства того, что выжившие есть не только в Московском метро, но и по всему миру.
Помимо Артёма и Гомера, мы встретимся и с другими, уже знакомыми, героями – Сашей, Мельником, Хантером и многими другими. Кажется, будто Глуховский действительно решил закончить этот цикл, сведя всех героев воедино и доведя историю до, пусть и открытого, но логичного конца.
Глуховский снова добавил в историю «боевика», но не отошёл и от глубоких психологических и философских исследований. Казалось бы, ему удалось найти ту самую «золотую середину», которой так не хватало в «Метро 2034», но нет. По непонятным причинам, автор решил вплести в роман социально-политическую нить и довести её до абсурда. Из-за этого книга, из интересной и сюжетно продуманной, превращается в фарш тем, линий и событий. Апогеем становится идея глобального политического заговора и «большого брата» в масштабе метро.
Цитата: «Вроде и может один человек мир изменить, но чуть-чуть только; мир – тяжелый, как поезд метро, его особо не подвинешь»
Место действия романа — Московский метрополитен 2033 года. Главный герой, двадцатичетырёхлетний Артём со станции «ВДНХ», должен пройти через все Московское метро, чтобы спасти свой единственный дом — и все человечество.
Бустер
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Ожидание ответа от сервера
Великие города погибшей цивилизации стали пеплом, который ветер несет через пустоши мрачного будущего. От Херсона до Севастополя дикие земли населены мутантами, бандитами и бродягами. Посреди горы Крым началась война кланов. Главный герой этой книги становится объектом смертельной охоты: враждeющие силы хотят захватить его, чтобы вырвать сведения, с помощью которых можно уничтожить весь Крым.
Варвары Крыма
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Ожидание ответа от сервера
«За горизонт» — заключительная часть трилогии «Тени Пост-Петербурга» Андрея Геннадьевича Дьякова.
Постапокалиптический мир метро Санкт-Петербурга неизбежно расширяется. Жизнь берет свое, обустроив мир анклава, разведав ближайшие окрестности, сталкер Таран, его приемный сын Глеб, вместе с группой единомышленников, должны совершить экспедиционный поход во Владивосток, чтобы раздобыть средство от радиации. Попутно следует выяснить, сохранились ли люди на просторах России.
Полный невероятных опасностей и рискованных приключений поход принесет легендарной группе смельчаков и радостные открытия, и горькие разочарования и агрессивных врагов, и коварных предателей, но, самое главное, массу неожиданных открытий, дарующих надежду всему человечеству.
(с) MrsGonzo для LibreBookЧасть станций независима (к пример, Кузнецкий мост, Павелецкая). Часть станций занята организованной преступностью (Китай-город), либо существует в условиях анархии.
Выход
Первый вариант романа был размещён в 2002 году в интернете, в печатном виде впервые выпущен издательством «Эксмо» в 2005 году, переиздан издательством «Популярная литература» в 2007 году.
На европейском литературном конкурсе EuroCon роман назван «Лучшим дебютом» 2007 года. «Метро 2033» стал сверхпопулярным и положил начало серии книг «Вселенная Метро 2033». По сюжету романа создана компьютерная игра Metro 2033.
В 2015 году, после выхода романа «Метро 2035», «Метро 2033» переиздали в твёрдой обложке в том же стиле, что и первую часть трилогии.
«Метро 2033» разошлось тиражом больше чем в полмиллиона экземпляров и удостоилась переводом на десятки языков. По её мотивам была выпущена одноимённая компьютерная игра, а также уже несколько лет планируется экранизация.
Критика
Несмотря на коммерческий успех критики встретили роман прохладно:
Окончательный же вывод о романе таков: он ни очень уж хорош сам по себе, ни откровенно плох. Автор создал его, то ли точно вычислив целевую аудиторию — любителей компьютерных игр в жанре «шутер» и «квест» в возрасте от 12 до 25 лет — то ли угодил в неё случайно, создавая текст «под себя». Это не упрек Автору — констатация факта. В компьютерных играх персонажам не свойственно задаваться вопросами «почему?» и «для чего?» — в них даже «зачем?» даётся вводной: ставится задача, иди — исполняй!
Страшные картины встают перед глазами и разумом. Я не представляю, как бы я жила под землей с самого детства не видя солнца и не дыша свежим прохладным воздухом. Это просто безумие! Страшно до ужаса. Но интересно.
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Метро 2033 . Метро 2034», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.
Напряжение тут же спало, и наэлектризованная атмосфера разрядилась, Артем ощутил это еще до того, как Мельник дал сигнал «отбой». — Сталкеры, — пояснил тот. — Учти на будущее — три круга фонарем — наш опознавательный знак. Если тебе отвечают тем же — можешь смело идти навстречу, своего они не обидят. Если не светят вообще, или светят как-то не так — делай ноги. Немедленно. — Но ведь если у них есть фонарь, значит это люди, а не твари какие-нибудь с поверхности, — возразил Артем. — Неизвестно, что хуже, — отрезал Мельник, и, не давая больше никаких пояснений, двинулся по ступеням наверх, ко входу в Библиотеку.
Тяжелая дубовая дверь чуть не в два человеческих роста высотой медленно, словно нехотя подалась вперед, и истерически завизжали проржавевшие петли, на которых она была подвешена. Мельник проскользнул внутрь, прижав к глазам свой прибор ночного видения и удерживая автомат на весу одной рукой. Через секунду он дал остальным знак следовать за ним.
За небольшим предбанником виднелся длинный коридор с искореженными остовами железных вешалок по бокам — здесь когда-то находился гардероб. Вдалеке, в пробивающемся с улицы слабом свете гаснущего дня, вырисовывались белые мраморные ступени уходящей вверх широкой лестницы. До потолка было чуть не пятнадцать метров, и примерно посередине можно было различить кованую ограду галерей второго этажа. В холле стояла хрупкая тишина, гулко отзывавшаяся на каждый шаг.
Стены холла поросли чуть шевелящимся, словно дышащим, мхом, а с потолка свисали доходящие почти до земли странные лианоподобные растения в руку толщиной. Их стебли отсвечивали жирным блеском в лучах фонарей и были покрыты крупными уродливыми цветами, источавшими удушливый, кружащий голову аромат. Они тоже еле заметно покачивались, и Артем не взялся бы определить, движет ли ими ветер, влетающий сквозь разбитые окна второго этажа, или они перемещаются по своей воле. — Что это? — тронув лиану рукой, спросил Артем у Десятого. — Озеленение… — сплюнул тот. — Комнатные растения после облучения, вот что. Вьюнки. Доразводились, ботаники…
Ступая шаг за шагом за Мельником, они дошли до лестницы и под прикрытием Десятого начали подниматься, прижимаясь к левой стене. Идущий первым сталкер не спускал глаз с видневшегося впереди черного квадрата входа в другие помещения, остальные лучами своих фонарей облизывали мраморные стены и изъеденный ржавым мхом потолок.
Второй этаж холла имел форму буквы П — в центре был проем, из которого поднималась широкая лестница, на которой они стояли, а по краям располагались площадки с деревянными шкафчиками. Большая часть их была сожжена или сгнила, но некоторые выглядели так, словно люди пользовались ими еще вчера. В каждом из них были сделаны сотни маленьких выдвижных ящиков. — Картотека, — с благоговением оглядываясь вокруг, пояснил тихонько Данила. — На этих ящичках можно гадать. Посвященные умеют. После ритуала нужно вслепую выбрать один из шкафов, потом наугад вытянуть ящик, и взять любую карточку. Если ритуал был проведен правильно, то название книги предскажет тебе будущее, предостережет, или напророчит удачу.
На секунду Артему захотелось подойти к ближайшему шкафчику и узнать, в какое отделение этой картотеки судеб его занесли. Но его внимание отвлекла гигантская паутина, растянутая на несколько метров у разбитого окна в дальнем углу. В тонких, но видимо, необычайно прочных волокнах застряла внушительных размеров птица, которая была еще до сих пор жива и слабо подергивалась. Того, кто сплел эту чудовищную сеть, Артем, к своему облегчению, не обнаружил. Кроме них, в просторном холле не было вообще ни души.